«Тонкий намек»
Яркой кометой на небосклоне интернет-истории блокировок и запретов пролетел печально известный сервис Napster.
Романтические времена MP3 и цифровой анархии ненадолго породили нишевого монстра, черпающего силу в том самом Communication Act 1934.
Песни любимых исполнителей стало возможно отделить от звукозаписывающих компаний, а сами компании стремительно превращались в непробиваемый монолит. Собственно, судили Napster пять монстров: Universal, Sony, Bertelsmann, EMI и Warner Music. Объединенный иск подавался не случайно, а для покрытия большей части представленной в peer-to-peer музыки.
Поскольку на русском языке историю Napster обычно начинают с конца, т. е. с 2001 года и пропускают начало, имеет смысл подкинуть пару интересных фактов о самом проекте, прежде чем обсуждать ключевое для нас (цензурное) событие в жизни сервиса.
Основателем Napster'а считается Шон Фэннинг, на момент начала работы над продуктом ему было 17 лет.
Формально сооснователем, а в дальнейшем и держателем, акций файлообменика стал Джордан Риттер, более опытный разработчик, да и просто старший товарищ. Скорее всего он был идейным вдохновителем всего начинания, вплоть до мельчайших нюансов дизайна.
Почему он не сделал всего сам и ему понадобился студент (в итоге оставивший учебу ради «мечты») Шон?
А потому, что у студента был дядя Джон, выпускник Harvard Business School и та сама первая «F» в словосочетании «Family, Friends, Fools», традиционно помогающая начинающим стартапам.
Джон Фэннинг дал первые деньги, предположительно $20 000, а также, что не менее важно, привлек второго инвестора г-на Амрама, вложившего уже $250 000. Не дурно для софта, написанного, по утверждению СМИ, подростком.
Рачительному родственнику принадлежало 70% Napster'а, но он предпочел на суде выдвигать вперед своего племянника, как борца за «свободу слова».
Кстати, после раунда сделок в 1990 и начале 2000-го годов, доля горе разработчиков ушла в Angels Investors. Поэтому скорее всего они в принципе были «картонными фигурами».
Фэннинг-страший, будучи опытным бойцом, выправил бумагу в юридической консалтинговой компании «Wison, Sonsini, Goodrich and Rosati» относительно легальности самих операций по предоставлению площадки для обмена цифровым контентом. Именно это заключение породило несколько летние споры, кого считать «плохими парнями»: платформу или нечистоплотных пользователей.
Поскольку поймать за руку 58 миллионов подписчиков возможности не было, то закрыли сам источник проблем.
Говорится, что Napster был первой файлообменной сетью, работающей по принципу peer-to-peer. Это не так. И с номинальной точки зрения, и с позиции охвата. Файлообменники росли, как грибы после дождя. Буквально в том же месяце появился проект SETI@home, занимающийся фиксацией радиосигналов из космоса. Он был заморожен только в прошлом году, проработав почти 21 год!
Главная проблема Napster была совсем не в правах на записи. Разбирательство по этому поводу началось поздно (в 2001-м) и медиа-монстры в лице ассоциации RIAA просто подвели неуклюжую черту под свершившимся фактом.
Самое интересно произошло в 1998-1999 гг.. Napster начал стремительно расти и заполонил кампусы по всей Америке. Внезапно оказалось, что обмениваться файлами по 10 Мб тысячами студентов одновременно не такое уж простое испытание для сетевых ресурсов университетов.
Орегонский университет пришел к выводу, что 10% всего их трафика это Napster, Университет Флориды отрапортовал про 30%, а в Иллинойсе цифра достигала 80%.
Тут произошло разделение на вершки и корешки.
Университеты стали закрывать доступ к платформе и подавать жалобы провайдерам, тем самым «проводам», о блокировании всего подозрительного на входе. По своему произволу, несмотря на то, что в студенческих соглашениях не был обозначен пункт про ограничения на использование сетевых ресурсов. За это платились деньги. Факт противоречия на этом уровне вызвал массовые протесты, в итоге открывшие доступ к Napster в Массачусетсе (кстати, родном штате Фэннингов) и вашингтонском Джорджтауне.
MIT, скажем, отчитался о сознательном расширении канала для использования студентами.
Кое-где выступления ни к чему не привели и были просто проигнорированы.
В 2000-м году Gartner выпустил специальное исследование, показавшее, что запретили Napster сотни университетов (т. е. доступ закрыли миллионам пользователей), лишь треть первоначальных запретов была снята.
Никаких оснований продолжать блокировки после появления технической возможности (примерно через 2 месяца после пиковых нагрузок) осуществлять доступ попросту не было.
Еще раз: дело не в копирайте, не в музыке (была не только она) и не в анархизме (в каждом университете был свой сервер с условно «пиратским» контентом).
Кто-то не до конца адаптировался к цифровой среде и, на всякий случай, сделал шаг назад, одновременно выработав универсальный механизм цензурных блокировок начала 2000-х, о котором мы поговорим в следующий раз.
https://telegram.me/mikaprok
Journal information