«Старость не в радость»
В день независимости США не грех вспомнить о любопытном историческом казусе.
Все знают, американская конституция – старейший непрерывно действующий гражданский закон в мире.
Это не буквальная истина, но близко. Бумага почтенная и давным-давно устаревшая.
Однако, думается, не все особенно за пределами страны знают трудный путь к обретению документа.
Самая первая американская конституция, появившаяся на свет в 1777-м, году не прожила и десяти лет.
Некоторые из проблем, имевшихся в ней, до сих пор служат своеобразными анахронизмами громоздкой правовой машины страны.
Фактически речь идет о законах военного времени в условиях задачи о византийских генералах и декорациях Fallout'а XVIII века.
Articles of Confederation and Perpetual Union стал вторым документом после Декларации Независимости и определял, как теперь жить 13 отделившимся штатам.
Номинальным автором был важный и редко упоминаемый Отец-основатель Джон Дикинсон, фактически единственный пишущий человек в революционной группе и один из трех основных спонсоров отделения.
Все штаты опрашивались по отдельности и несколько лет принимали вновь обретенную конституцию (1777-1781).
Что мы там видим:
1) Центральное правительство сконструировано, как очень слабый и скорее координирующий орган. Думать должны на местах, предлагать и выносить на общее голосование. У немногочисленных государственных органов Соединенных Штатов нет бюджета на поддержание собственной жизнедеятельности и они не могут собирать налоги.
Указанные проблемы в том или ином виде были устранены лишь в начале XX века, унификация налогового законодательства так и не случилось, что доставляет огромное количество хлопот до сих пор.
2) Конгресс состоит из одной палаты и у каждого штата там 1 голос. De facto это не инструмент выработки правовых шагов, а экспертный совет, вставляющий в нужную форму уже принятые решения. Отдельно стоит заметить, что никаких партий в конституции не предусмотрено.
Собственно, дальше последовали значительные изменения, но базовый принцип «репрезентации» работает до сих пор. У Конгресса до сих пор весьма ограниченные права.
3) У каждого штата могут быть собственные деньги и … внешняя политика, независимо от центрального правительства. Логично с учетом пункта 1 и дает возможность автономно существовать в режиме Vault #1-13 до прихода подмоги без потери «суверенитета».
Большую часть политических проблем устранили в период 1789 (образование ГосДепа) — 1947 (переключение ГосДепа на эксклюзивное обслуживание политических операций за рубежом и официальная координация со спецслужбами), но кое-какой осадок остается до сих пор.
Монетарную дилемму удалось решить только к 1913 году (образование ФРС).
4) Любой закон может быть принят подавляющим (а не арифметическим) большинством голосов: 9 из 13. А внести правки в Articles можно только с разрешения всех 13 штатов. Т.е. машинка не должна работать быстро и не может переключаться в режим военной диктатуры.
В целом, такой проблемы самой по себе больше нет, но крайняя медлительность сохраняется.
5) Центральное правительство некому и нечем защищать помимо средств отдельных штатов, «народную милицию» которых содержит местный бизнес, контролируемый Отцами-основателями лишь частично. Как показали налоговые бунты 1780-х такого рода контрукт нежизнеспособен.
Проблема с единой системой «гражданской обороны» существует до сих пор. Ее пробовали снять образованием национальной гвардии в период 1903-1933 гг., но правовая слабость может проявится в любой момент.
В общем через 9 лет и 10 месяцев на свет появилась современная версия Конституции, которую готовили те же люди, исправляя свои недочеты.
Исправления продолжались и за первые 7 лет в документ внесли 11 правок из 27-ми имеющихся на сегодняшний день.
В общем, получилось неплохо для исторического момента, но не для следующих 250+ лет.
https://telegram.me/mikaprok
Journal information