«Слово потерпевшему»
Пару недель назад оскароносный и купающийся в лаврах наполовину с панегириками режиссер Скорсезе возьми, да и срежь правду-матку. Мэтр небрежно бросил авторитетное мнение:
«То, что производит Marvel не относится к жанру фильмов про супер-героев. В действительности, это даже не кино, а скорее парк развлечений [для подростков]».
«Я пытался смотреть, но не смог. Люди должны следовать человеческим эмоциям, а здесь этот компонент отсутствует».
Некоторое время спустя весточка от одного режиссера прилетела другому не менее значимому представителю профессии – Фрэнсису Форду Копполе.
Он пошел даже еще дальше своего коллеги и друга, обмолвившись:
«Они несмотрибельные. Мы пытаемся чему-то научится у кино, а что мы должны получить здесь? [Ничего]».
После такого смелого пассажа разгорелась (не)шуточная борьба т. н. «кинокритиков» и ответственных за производство бренда комиксов №1.
Они-то все 20 с хвостиком лет творили новейшую постмодернисткую историю и тут совершенно случайно попали на зуб к нервным пенсионерам.
За что, спрашивается, такое несчастье?
2) вообще-то они сами не лучше. Посмотрите, что про них писали и говорили в 70-х;
3) Marvel продолжает традиции супер-геройских и анти-геройских картин двух корифеев
Мне кажется, тут мы имеем дело с хрестоматийной диспозицией современных СМИ. Мнения искусственно поляризованы, надергано много бодрых цитат широко известных в узком кругу людей и из пальца активно высосан скандал.
Однако самого главного не сказано даже близко, контекст растворился в тумане и всё свелось к мнениям частных людей.
Поэтому попробую прокомментировать ситуацию в меру скромных сил и отделить мух от котлет.
Первый аргумент выглядит так: «маразм крепчал». Не ведают, что творят. На самом деле оба пенсионера в великолепной форме и изо всей силы экспериментируют. Коппола, как старший товарищ, более авангардно, а Скорсезе гораздо традиционнее, но намного плодовитее. Причем настолько, что несколько фильмов, снятых в 2000-х можно считать настолько же сильными, как и продукты из 80-х.
Ворчание никто не отменял, но ничего общего со вкусовщиной оно не имеет.
Второй пункт вбросил Джеймс Ганн, режиссер «Стражей Галактики» и «Скуби-Ду». Мол, посмотрите, ведь 40 лет назад критика была беспощадна к теперешним ветеранам и что мы видим сейчас?
Не знаю, какая именно критика.
Коппола за 3-й свой полнометражный фильм номинировался на «Золотую пальмовую ветвь», а за «Паттона», 6-й фильм, получил «Оскар» в качестве сценариста. Через два года он собрал всё, что можно было «Крестным отцом». В 1979 году последовал «Апокалипсис сегодня». Полный перечень наград за этот фильм еле-еле умещается на двух странички убористого текста. На сцене «Золотого глобуса» его представляли в качестве корифея современного кинематографа. В 40 лет.
Ни одного отзыва о Скорсезе из 70-х, даже отдаленно напоминающих то, что он сам говорит о Marvel в 2019-м, мне найти не удалось. Позиции отличались, но ругали его (очень мягко) за избыток реалистичности, а не за ее недостаток.
Третий пункт выглядит довольно комично по любым предложенным меркам. Книга Кэмпбелла «The Hero with a Thousand Faces» вышла в 1949 году, когда материала для прото-Marvel только на примере Голливуда было собрано на несколько больших томов. В этом году Скорсезе пошел в первый класс школы.
Что тут происходит на самом деле?
Правило follow the money продолжает работать.
Классический голливудский подход к распределению ролей предполагает возвести на пьедестал продюсера, как физлицо и, так сказать, личность, определяющую моду.
Продюсер «делает дела» пока режиссер вкладывает душевные ресурсы в контент.
Именно продюсер окружает понравившегося протеже заботой и из талантливого, но часто бестолкового человека делает культовую фигуру своей эпохи.
Например, большая часть оваций Скорсезе 80-х связана с именем Ирвина Уинклера. Думаю, рядовой зритель и не знает, кто он такой.
Важный человек с хорошим набором связей. В бизнесе 60 лет.
Факт на вскидку: Уинклер является полным держателем прав на “Rocky” и всю связанную с этим атрибутику, франшизу и прочее.
Примерно такой же пассажир – Скот Рудин. Можно посмотреть на фильмографию и оценить масштаб влияния на процесс.
Или вот взять Вайнштейна…
Хм, постойте-ка, а где он?
Человек себя показал в лучшем виде, но только вот беда … он оказался не нужен своей родной индустрии.
Количество ликвидных денег год от года сокращается, продюсерские центры консолидируются, корпорации с коллективным мнением аннигилируют персональные оценки «странных» продюсеров.
Проблема в изменении схемы работы режиссеров в последние 20, а особенно 5 лет.
Напомню, Marvel принадлежит корпорации Disney.
Работать с корпорациями от себя «скорсезе» и «копполы» учатся через силу. По необходимости.
Их тяжело убеждать в креативном ключе и они привыкли смотреть на cash-flow. Именно поэтому лучше по полной программе обыгрывать уже купленные права и снимать ремейки с гарантированным маркетинговым результатом, чем непонятно для кого (и чего) заниматься экспериментированием.
Соревнование продюсеров могло идти по сценарию, включающему личные амбиции и престиж.
Соревнование корпораций вообще мало зависит от контента.
Если Disney выкупает на много лет вперед время крупнейших прокатных сетей и телеканалов, то, по большому счету, не так важно, насколько демонстрируемый контент хорошо сделан.
Массовому зрителю понравится все, а не массовый все равно туда не пойдет.
«Старческое ворчание» связано с уходом от стандартов кинопроизводства, к которым они привыкли. Marvel ведь не кино и даже не парк развлечений, а просто платформа для печати денег.
Режиссер тут и не нужен.
«Всё уже украдено до вас»
Journal information