«Сад расходящейся иронии»
Удивительно, но все, включая мастодонтов типа Дэвида Бордуэлла, сосредоточились исключительно на форме подачи Bandersnatch.
Да, прогрессивно и емко, но это далеко не всё, что можно отсюда извлечь.
В действительности нам продемонстрировали многослойное содержание, достойное хотя бы краткого обзора.
Попробуем его провести.
ОК, на уровне упаковки продукта мы поиграли с Зазеркальем и оказались в комнате смеха.
Ни в фильме, ни в игре мы ничего не решаем, как вы помните.
Однако, если спуститься на один уровень ниже и подергать за невидимую леску сюжета путем ввода нужного ключа в сейф-хранитель смысла, то мы окажемся в мире специфичной самоиронии.
Во всех странах существуют так называемые родительские советы. Они вечно что-то запрещают, ограничивают и всячески берегут детей от тлетворного влияния не понятно чего. К видеоиграм они относятся в лучшем случае скептически.
Что делает творец в случае, если родитель ему мешает?
Он помещает его в контекст своих фантазий, т. е. в игру, и там убивает различными экзотическими способами.
«Детям» с «отцами» в составе родительских советов дружить не получается, влияние старшего поколения нужно минимизировать.
Для кино это такая же проблема: категория «R» просто-напросто блокирует продукт от широкого проката.
На этом, по мнению собирательного «голливуда», потеряно 60 лет и миллиарды недозаработанной прибыли.
Отсюда все эти бесполые фильмы с неуклюжими намеками на прозрачные обстоятельства и однотипным (проверенным) детским сеттингом. Идеальный зритель всей кинопродукции достриминговых сервисов – 12-летний ребенок псевдовикторианской морали из верха нижнего класса.
Идем дальше: что является сюжетным стержнем?
«Эдип»
Перед нами фрейдисткая семейная драма – тонкая и уже поэтому неочевидная ирония над традиционным американским кинематографом: у ребенка в детстве отняли игрушку, в результате чего он выжил, но погибла его мать. Поэтому когда ребенок подрос, он делает собственную садистскую игру-ловушку. Попытка ее отнять убивает отца.
Архетип: насилие вызвано ограничением (без которого, замечу, не было бы и самого фильма).
Все на своих местах: психоаналитик-арбитр, авторитарный родитель, непонятный гений.
Почему действие перенесено в 80-е?
Есть одна инструментальная причина: «ребенок» должен делать игру в одиночку, в себе.
Кроме того перед нами сентиментальное детство теперешних 40-50-летних детей, в которое нас издевательски возвращают.
Роль психоаналитика-женщины нарочито перекошена. Это эрзац-мать юноши, к которой его постоянно отправляют, когда отец не справляется со своими прямыми функциями.
Для понимания Bandersnatch это носит определяющий характер.
Англичане не до конца понимают и поэтому не уважают психоанализ. В свое время он лег поверх крайнего цинизма, жестокости и невнимательного отношения к детям, полностью игнорирующего их права.
Психоаналитик по-английски – дерганная женщина (обязательно) с неустроенной личной жизнью и идущими за ней хвостом понурыми отпрысками.
«Мать» местной психоаналитической школы – австро-венгерский мигрант Мелани Кляйн. Специализируясь на работе с детьми дошкольного возраста, она столкнулась с непониманием совершенно базовых вещей в отношении маленьких членов общества UK. Этим она обеспечила себе научную школу и целый ряд последователей, в иной ситуации просто не появившихся.
«Открыла глаза» пиратам на секрет Полишинеля.
Собственно, идеал воспитания в условно-просвещенном феодализме – «заводной апельсин». Эту фазу нужно пережить в подростковой банде закрытой школы, встроиться в ее иерархию и бегать до смерти закомплексованным подростком.
Только ограниченный человек будет избавляться от чувства неполноценности, если это язык передачи команд в высшем обществе.
Настоящий англичанин, как известно, не стареет, а становится только требовательнее к окружающим :-)
В Bandersnatch психоаналитик отвлекает юношу от зарабатывания денег (лишая питательной среды деструктивных фантазий) и доводит его до расчлененки.
Что и требовалось доказать – один вред от них.
На самом деле, это очень глубокая тема.
Если погрузиться еще на один уровень представления, то дальше мы обнаружим «конспирологическую интригу» в стиле все того же американского sci-fi 80-х.
Закрытая лаборатория, где проводят биологические эксперименты над людьми. Если психоанализ – аккуратный softcore, то тут настоящий гормональный hardcore.
Экранного времени мало, но достаточно для того, чтобы задаться вопросом: в чем цель этого эксперимента?
Вариантов не так много. Очевидный ответ: можно ли запрограммировать точечными инъекциями психику человека на … убийство родителей (к примеру).
Для этого все эмоциональные реакции нужно аккуратно записывать в гроссбухи, а дальше на критических поворотах манипулировать подсознанием ребенка.
Можно это переформулировать еще и так: что такое в конечном счете компьютерные игры, кто и для чего их делает помимо очевидного развлечения? :-)
Тут разговор получится неприлично длинным...
https://telegram.me/mikaprok
Journal information