mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Category:

Арт-объект



«Точка сборки»

После очевидного провала прошлого года, франшиза «Black Mirror» решила воспрянуть от идеологического сна и предложила зрителям к рождеству нечто по-настоящему новое.

Без комментария обойтись не получится.

Пробежавшись по известным мне авторитетным западным рецензентам и сравнив их с русскоязычными, я обратил внимание на бросающуюся в глаза деталь: большая часть людей считает саму технологию выбора правой или левой стрелки в кино чем-то прорывным и пытается обсуждать именно ее.

Друзья мои, интерактивное кино само по себе – не новость, а старость. Содерберг недавно https://mikaprok.livejournal.com/335215.html выплюнул аж целое мобильное приложение для этого.

Стало понятно – «пошла руда».

Но и до этого поляна отнюдь не была пустой.

Первые опыты с голосованием зрителей за то или иное развитие сюжета имели место в кинотеатрах еще в середине прошлого века, а по крайней мере с 80-х годов XX века существуют с переменным успехом интерактивные пьесы и, соответственно, театры.

Ключевая проблема с «интерактивным кино» не в технологии, а в содержании. Заключается она в том, как сделать хорошее интерактивное кино, а не абы какое.

Интересующихся темой отправляю к специализированным изданиям.

Очень быстро всем профессионалам в области развлечений стало понятно: невозможно сохранить одновременно сюжетную цельность, полную взаимозаменяемость сценарных арок и саспенс.

Можно выбрать любые два варианта.




Возьмем наш Bandersnatch. Делая всё честно, зритель должен умирать каждый раз в конце своей выбранной ветки действий и начинать с меню Netflix. В действительности же мы смотрим последовательность «День сурка», постоянно возвращаясь к безопасным сейвам.

Так можно и «Memento» перематывать вперед и назад.

Думаю, реальным техническим прорывом было бы взять суповой набор сценарного сеттинга, ролевых моделей героев, сюжетной матрицы и сварить из этого всего дерево сценариев, по которому зритель безальтернативно проходит в зависимости от социо-культурных особенностей своего восприятия. Такой Deep Dive блокбастер: взрослый мужчина смотрит свой фильм, молодая девушка – свой, 12-летний ребенок – то, что ему интересно. Каждый доволен и не знает о том, что смотрит другой.

Эксперименты такого рода тоже существуют, однако сделать что-то толковое с подобными ограничениями еще сложнее, чем придать законченную форму даже простенькому интерактивному кино.

Поэтому взгляд массового зрителя подобный аттракцион оценивает только в качестве технической диковинки.



Однако, на мой взгляд то, что сделала команда «Black Mirror» и, в частности, г-н Брукер – как раз учитывает все нюансы производства такой продукции, идя чуть дальше. Не технически, а понятийно.

Что собой представляет «Bandersnatch»?

Это квест с элементами RPG, главный герой которого делает компьютерную игру и в центре ее сюжета также игра. Зазеркалье, как и было сказано.

Ничего хорошего из этого изделия получится a priori не может, потому что продукт называется именем вот этого существа:




Вы конечно можете наживать кнопки под экраном, однако это не настоящий выбор, а его видимость. Потому что, во-первых, повторюсь, он имеет возможность посмотреть все сюжетное дерево целиком, возвращаясь на точки сохранения, как в игре, а, во-вторых, сам сюжет подсказывает – выбора у героя нет. Как его нет и у зрителя. Всеми решениями управляет Netflix.

Здесь включается смысловая рекурсия, действительно разрушающая четвертую стену. Только стена эта не между актерами и зрителем, а между традиционным кино-нарративом и игровым мышлением в голове зрителя.
Самое время задать несколько вопросов … нет, не Bandersnatch, а себе:

- в какой мере выбор чувствительных тем на экране диктуется потребителем, а в какой производителем?

- можно ли обойтись без насилия в кино? (конечно, но в этом случае оно очень быстро закончится :-))

- зависит ли что-то от выбора музыки в кино?

- что такое креативный процесс на самом деле и как его можно конструировать?

И т.д..

После такого кому-то точно также захочется разбить монитор, потому что на самом деле зритель и собой управляет в очень незначительной степени :-)




Смотреть и тыкать в экран не интересно и это раздражает. Ровно также, как и героя на экране его сюжетная линия (а, в конечном счете, и его жизнь).

Триггером служит как раз понимание невозможности «интерактивного кино».

Красивая метафора «кино в кино в кино» или «игра в игре» не работает, как нарратив. На это намекает даже название фильма – чудовища из Зазеркалья.

Однако, это работает, как символ.

Bandersnatch – действительно сделало маленький шаг вперед и это, конечно, не интерактивное, а мета-кино.

«Черное зеркало» тут превратилось в «Черный квадрат».

В следующей части немного поговорим о сюжете, там есть пара интересных моментов.


Продолжение воспоследует...


https://telegram.me/mikaprok

Tags: #bandersnatch, #black mirror, #netflix, #кино, #критика, #черное зеркало, bandersnatch, black mirror, cinema, critique, future, netflix, uk
Subscribe
promo mikaprok июль 7, 2017 00:17 87
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments