mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Подержанная урбанистика



Двухколесная мода

Вероятно, все помнят недавнюю эпопею с велодорожками, которые срочно нужно строить по всей стране.

В первую очередь в Москве и Подмосковье.

Какое-то время назад из пены дней на поверхность вывалилось какое-то количество молодых «урбанистов», разбирающихся в городском планировании на уровне недочитанной книжки Ричарда Флориды.

Ситуативно их усилия пришлись очень вовремя, т. к. аккуратно легли сразу на две больших госпрограммы: ЗОЖ и urban gentrification.

Сами по себе явления годные и их можно только приветствовать, вопрос, как обычно, в эффективности расходования средств.

Под эгидой народной инициативы можно было закладывать астрономические цифры на реконструкцию городского хозяйства, а в случае вопроса кивать на чудесных молодых активистов.

Сами активисты сделали какие-то крошечные административные карьеры (по сравнению с тем, что могли бы в создавшихся условиях) и заработали определенные политические баллы, которые, кажется, уже успели растерять.




Московское и Подмосковное правительство же последние 5 лет с фантастическим энтузиазмом строили велосипедные дорожки, перерывая всё вокруг.

Если кто-то думает, что это происходит впервые в истории планеты Земля, я спешу разочаровать – чуть раньше (или параллельно с РФ) через ту же процедуру прошли все остальные.

Не открою ничего нового, но вся риторика доморощенных урбанистов калькирована с их американских коллег. Последние, кстати, куда более изворотливые и убедительные. Все-таки они привычны к бытовой конкуренции.

В социально-политических аналогиях важен не сам факт заимствования, а возможность ознакомится с результатами новаций ДО их апробации.

Другими словами, беря лучшие практики нужно понимать, что они лучшие, а не просто модные.

Кое-где уже дождались результатов социального инжиниринга в среде, оперирующий более-менее проверяемой статистикой.




Программа создания дружественной велосипедистам среды была запущена в ряде крупных городов США в 2008 году.

С 2010 по 2012 гг. было построено около 800 миль велосипедных дорожек по всей стране. В первоначальном плане их длина должна была увеличена в 4 раза по сравнению с состоянием до 2008 года и они продолжают строиться по инерции до сих пор.

Программа включала в себя и активную пропаганду ЗОЖ, и семейный отдых, и замену машин на велосипеды при регулярных поездках на работу.

На последнем пункте делался акцент в медиа и давались какие-то (незначительные) льготы.

Самому велосипедному городу США Сиэтлу 110 миль инфраструктуры стоили $94 миллиона (6,1 миллиарда рублей по текущему курсу), в Лос-Анджелесе по плану 2010 года вложила в свои дорожки $437 миллионов. Сегодня в «большом Эл-Эй» 1200 миль инфраструктуры.

Как результат: в 2015 году в Сиэтле 4% граждан (~16300 человек) ежедневно пользовались велосипедом, в 2009 этот процент был 3,2%. Рост.

Но в 2016-м было 3,5% (~14600 человек), а в 2017 – 2,8% (~12000 человек).

В Лос-Анджелесе в 2013 году 1,2% всех пассажиров транспорта ездили на велосипедах, а в 2017-м только 0,9%.

N.B.: напомню, LA расположен в субтропиках.

Если считать всех в США, то в 2016 году 0,6% граждан пользовались велосипедом при поездке на работу, а в 2017-м их стало 0,5%.

Даже с учетом смены погодных условий, конъюнктуры и синусоиды потребления можно предположить, что вложения себя не оправдали.

Количество купленных велосипедов росло только до 2012 года на волне государственного вовлечения в пропаганду ЗОЖ (тоже на децили процента), а в 2017-м опустилось на уровень 2009-го.

«Трафик купили, а кататься не купили»



Эксперимент признали неудавшимся. В топку прогресса кинули около $1,3 миллиардов за 5 лет. В целом не так много, но можно было бы и не на что-то не столь умозрительное их потратить.

Вообще на пропаганду ЗОЖ, включая и велосипедные прогулки потрачено около $15 миллиардов.

В 2019-м хотят переоборудовать часть проложенных дорожек обратно в автомобильные, но местные активисты пока умело сопротивляются, показывая экологические результаты (на границе измерения).
Возвращаясь к нашим баранам.

Зачем это нужно мэриям и губернаторам – понятно, зачем это нужно урбанистам – тоже не секрет Полишинеля, а вот зачем это все радостным «активным гражданам» – вопрос.

Жить в фарватере недорогой социальной франшизы не стыдно, стыдно этого не понимать.



https://telegram.me/mikaprok

Tags: #велодорожки, #джентрификация, #культура, #россия, #сша, #урбанистика, bicycle, culture, gentrification, russia, urban, usa
Subscribe
promo mikaprok july 7, 2017 00:17 87
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 124 comments