mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

SOS защита. Неподъемное наследство



Итак, мы остановились на том, что разбирать в конструктивном ключе действия правительства пока некому.

Попытки на радарах были зафиксированы, но жизнь оказалась богаче креатива.

Понимаю, тема сложная, многогранная и требующая подготовки.

Попробую вбросить несколько разрозненных мыслей относительно генезиса пенсионной, да и любой другой реформы в РФ.

Сегодня мысль №1.

Как известно, впервые задумались о реформировании пенсий в 1990 году. Именно тогда возник Пенсионный Фонд тогда еще РСФСР.

Следующие 12 лет к тяжеленному снаряду подходили и последовательно отходили от него, боясь покалечиться. Вещь-то страшная. Сами пенсии, казалось бы, всего 5,2-7% ВВП, а как их подсчитать и, главное, гарантировать при рыночной экономике?

Вопросище.





В самом начале правления главнокомандующего, наконец, случилось долгожданное – начались содержательные реформы.

В первую голову, Пенсионный Фонд наделили полномочиями бюджетодержателя.

Да-да, если вы не знаете, расскажу: ДО 2002 года все пенсионные накопления считались при посредстве различных ведомств, как часть основного бюджета страны.

Вот с этого момента и до последнего времени все налоги  в части выплат передавались через Казначейство от имени ПФР в соответствующие аккредитованные УК.

Для обывателя эти слова значат мало, а для понимающего механику госуправления, т. е. того самого эксперта – всё.

Получается до 2002 году никаких пенсий в современном смысле слова в РФ, а равно и в СССР, не было.

Существовали пособия, размер которых определяет государство ЕЖЕГОДНО в момент планирования своих расходов.

Может быть 5 рублей (если война), а может 300 (если ОАЭ).

Барьеров для подобного распределения не существовало: единая шкала зарплат, единая шкала доходов, единое налогообложение.

Простота – залог здоровья.

Нет демократии – нет проблем.

То, что размер пенсии был +/- фиксированным – следствие экономической стабильности конструкции с единым (подчеркну еще раз) центром управления всей хозяйственной деятельностью.





Теперь, а что входило в круг обслуживания так называемых «пенсий» и так называемых «пенсионеров» в СССР до 2002 года?

Много всего.

Возьмем наиболее яркий пример – инструмент решения определенных экономических задач: от развития поселений Крайнего Севера, до выполнения тяжелых и/или опасных работ.

СССР занимало одно из первых мест в мире по выплатам так называемых стимулирующих-гарантированных пособий. Их была целая коллекция.

Все эти пособия проходили по статье «пенсий» хотя формально в рыночной экономике они были бы адресованы частным предприятиям.

Подпадающие под них слои граждан выходили на заслуженный отдых на 5-15 лет раньше заявленной границы в 55-60 лет.

На момент 2002 года 1 из 4 пенсионеров был таким льготником.

Получается примерно следующее.

Плавность перетекания социальных обязательств  требует сохранения нароста долгосрочных выплат.

В каждом конкретном случае они могут быть копеечными, НО их набегает гигантское количество по участвующему в них населению.

В момент, когда фонд выплаты социальных обязательств был одним целым с госбюджетом и остальной экономикой этой цифрой можно было играть, произвольно покрывая недостатки в ситуативном финансировании проектами очередного инвестцикла.

Грубо говоря: не строить металлургический завод, а заплатить надбавку металлургам вредных производств на санаторное лечение, а завод построить на следующий год.

Удобно.





Как такие фокусы выполнять в условиях рынка?

Есть несколько вариантов, каждый из которых потребует отсылки допналогов частному сектору экономики.

Скажем, в похожем положении оказался Китай, при том, что там руководство специально подумало и шло малюсенькими шажками.

Гораздо труднее решить, как быть с людьми, работавшими с 88 года не на государство, но на вредных производствах.

В полном ли объеме они компенсировались?

Если судить по дальнейшим действиям, эта проблема осознавалась правительством очень хорошо.

Однако о сворачивании программы соцобязательств публично начали говорить не в 2002 году, а гораздо позже.

Т.е. масса новых людей на пособиях советского образца еще лет десять продолжала последовательно расти, хотя, очевидно, должна была бы уменьшаться, в том числе законодательно.

Гигантскую армию советского периода реформировали с большой задержкой только в 2008-м, о прочих соцобязательствах задумались только в 2014-м.

И до сих пор ни одна из этих групп льготников полностью не переведена в реалии рыночной экономики!

Об этих реалиях я планирую поговорить отдельно, но факт остается фактом.





Мы не на финише, процесс идет.

"Социальное государство"


N.B.: частое заблуждение – считать безусловным благом само наличие подобных обязательств. В момент их требования (обычная популисткая практика) нужно всегда держать в голове два обстоятельства: на кого ляжет их обеспечение, и кто их распределяет?
Условная надбавка в +150 рублей выплат или налоговых льгот в год, привязанных к прожиточному минимуму, для взрослого самостоятельного человека величина эфемерная. Государство же при наличии 1 миллиона таких индивидуумов может использовать эти средства для стимулирования роста, а не поддержания экономики. Не говоря уже о плате за «производство» данной услуги собственным аппаратом: быть экономным дорого и об этом не любят говорить.


Итак, РФ сохраняет гигантское советское наследие, противоречащее всем практикам постановлений 1990 года и далее. В данном случае не обсуждаем хозяйственные достоинства и недостатки.

Понять логику правительства в каждом конкретном случае можно, динамику решений во времени – уже сложно, так как в каждый момент выбиралась одна болевая точка и над ней начинали колдовать. Она могла противоречить или перекрывать реформы до этого момента.

Менять работу механизма одновременно в нескольких местах никто не решался до 2018 года, когда отступать стало уже некуда.

До этого боялись сбить руку :-)


https://telegram.me/mikaprok

Tags: #налоги, #ндс, #пенсия, #политика, #россия, #экономика, economics, finance, russia, taxes
Subscribe
promo mikaprok июль 7, 2017 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments