Болеутоляющее
Как-то сама собой организовалась постоянная рубрика – «хочу всё знать».
Мы уже обсуждали музыку и книги.
Сегодня поговорим о здоровье.
10 экспресс-фактов медицинской статистики, о которых нечасто говорят.
1) В самых развитых и передовых странах с достойным медицинским обслуживанием 5% женщин и 9% мужчин, имеющих подходящие страховки, не обращаются за медицинской помощью, если видят явные изменения или непривычные реакции в организме. Для них только сильная и непрекращающаяся боль или невозможность двигаться побуждает обратиться к врачу. Разумеется, это средневзвешенные доли: в период 18-30 лет их особенно много, дальше становится полегче.
2) 20% пациентов не идут в аптеку и не пьют прописанные им пилюли. Никогда. Даже если лекарство для них бесплатно, а аптека напротив дома. Исключение составляют постоянно наблюдаемые пациенты;
3) 30% тех, кто пришел за лекарством, принимает его спустя рукава: путает дозировку, не ориентируется на часы, не так питается.
4) Только 25% населения стран OECD регулярно проходит диспансеризацию хотя бы раз в год. Рекомендуется же делать это раз в 6-7 месяцев, в соответствии жизненным циклом некоторых типов рака.
5) В нескольких странах мира, в частности в Норвегии, существуют законодательно закрепленные причины отказа пациента от лечения весьма опасных заболеваний.
Например, из-за состояния депрессии, которое теоретически может усугубиться с приемом гормональных препаратов.
В странах первого мира главная проблема лечения лидеров по смертности заболеваний (сердечно-сосудистых, раковых, респираторных или почечных) не в отсутствии средств сохранения здоровья пациента (как об этом любят говорить грантопоедатели), а в головах самих пациентов.
Мотивационная психотерапия наиболее дотируемая область околомедицинских исследований в странах OECD.
Что происходит, когда больной наконец доходит до поликлиники?
Тут тоже всё непросто.
6) Примерно 1 из 7 пациентов, пользующихся льготным медицинским обслуживанием становятся жертвами врачебных ошибок. Не обязательно фатальных, но сказывающихся негативно на здоровье. Это обстоятельство выявил ретроанализ карт с анамнезами, передаваемых из одной клиники в другую.
7) Только в США ежегодно с клиниками и врачами судятся от 15000 до 20000 пациентов. Общий размер компенсаций за некорректно оказанное лечение около $4 миллиардов. В числе главных «злодеев»: нейро-/пластические хирурги, гастроэнтерологи и ортопеды.
8) В США 23% пациентов с дорогими страховками регулярно перелечивают для гладкой отчетности перед контролирующим органом. Т.е. отправляют сдавать многочисленные лабораторные анализы, проводят дублирующие осмотры в день визита и т.д.. Это заметно снижает эффективность медобслуживания и увеличивает стоимость страховки.
9) В странах ЕС 10% пациентов, напротив, недолечивают, экономя. Т.е. не делают всех необходимых анализов, когда на это есть указания. Многое решается самим специалистом на месте, а не процедурно. Это приводит в отдельных случаях к преждевременной инвалидности или смерти.
10) В 20% случаев врачи выписывают пациентам не то лекарство или процедуру, которые им наиболее подходят, а те, за которые эскулапы компенсируются у производителя/провайдера.
Многие конечно же спросят, а что происходит в РФ или странах СНГ со всем этим?
Хороший вопрос.
Ответ: никто не знает.
Вся демонстрируемая статистика на верхнем уровне фабрикуется и подгоняется под «гладкие кривые» показателей советского времени.
Надежны только какие-то кусочные цифры без общего контекста.
С врачами и клиниками редко (и зачастую неудачно) судятся.
Осведомленность о симптомах заболеваний появляется в момент прохождения их лечения.
И так далее…
Всё плохо.
Единственная хорошая новость: потребительское поведение населения в части заботы о здоровье заметно улучшилось за последние 15 лет.
Впрочем, критический барьер предметного обсуждения реальных проблем до сих пор не пройден.
«Спасение утопающего дело рук самого утопающего»
https://telegram.me/mikaprok
Journal information