mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Господин Оформитель




«Тут у меня посылка для вашего мальчика!»

Л.Г. Парфенов и новые «Русские евреи».


В момент, когда я решил мягко похвалить новую инициативу интеллигентного сотрудника центрального телевидения, многие спрашивали, как я к нему отношусь в целом.

В целом, критически и вот вам экземпляр.

Леонид Геннадьевич три года снимал масштабный цикл «Русские евреи» после чего год чесал по городам и весям с выступлениями. Собрав кассу он широким жестом выложил все на видное место. Внимательный зритель в моем лице сел и потратил три часа, широко открыв глаза.

Есть одна хорошая и три плохих новости.

Начнем с педагогической похвалы — он остается профессионалом.

Человек в 60 лет не теряет хватки, сам ездит по всем этим деревням, возит сапоги и дождевик, читает звонким голосом БСЭ, цитирует интернет и ехидно острит.

Скверно, что, пожалуй, это весь перечень того, что он делает хорошо. На примере «Русских евреев» одно удовольствие делать разбор российской (псевдо)исторической журналистики и (псевдо)развлекательного телевидения.

Первое замечание. Стиль. Смотреть это человеку до 25 лет будет сложновато. Вырезки, перебивки и медиа-включения не предполагают диалога, к чему молодой зритель успел привыкнуть и отвыкать не хочет.

Все наигранные конфликты нарратора узнаваются за несколько трамвайных остановок до того, как они успевают превратиться в загадку для зрителя.

По форме с 2002 года ничего не поменялось, а за это время выросло поколение людей, которым покажется, что дедушка над ними издевается :-) Возможно тут продуманная тактика, но монтажера не помешало бы сменить. Существующий явно устал и/или его плохо кормят.

Впрочем, это цветочки. Ягодки впереди.




Глобальная проблема и надгробие для профессии: в фильме представлена только одна точка зрения. Вообще.

Разумеется комплиментарная рассматриваемому предмету. Никаких объяснений этому не дается и выглядит всё очень слабо.

Антисоветский советизм в исполнении мэтра: до 1917 года о малом народе не думали и по мере сил притесняли, после 1917-го гонения разрядились коротким периодом взаимного доверия, быстро сменившегося новой чередой морального непонимания.

Художественный фрагмент про погромы вообще не выдерживает критики, а это эмоциональная опора первой части повествования.

Как это можно показывать в 2018 году ума не приложу.

Кажется, даже в школьных учебниках за 8-й класс подоплека событий тех лет излагается более обоснованно.

Ой, вей.

Я понимаю, что это не задача «г-на оформителя» размышлять над историей, ее нужно экранизировать, но раз уж взялся за гуж, то не говори, что не лучший журналист РФ.

Для рассказа о сложной этнических перипетиях гигантской страны, и страны совершенно не знакомой ленинградскому блогеру, не достаточно любить недорогое бургундское вино и покупать рубашки Essentiel.

Нужно попытаться со своей стороны разобраться в предмете и его полюбить. Этого нет, зато есть «информационное обслуживание населения», а точнее отдельной его части.

Все же понимают, кто именно дал деньги на производство и какого результата ожидала референтная группа.

Надеюсь, хотя бы она осталась довольна такой трактовкой. Хотя я бы, если честно, не был так уж благосклонен.

Ведь плохо рассказанная история хуже умолчания, ибо в ней всегда можно найти дыры.





На самом деле вся структура «Русских евреев» висит над бездной.

Перед youtube-премьерой создатель скромно упомянул, что мы живем в плавильном котле и даже «наше всё» – мулат. Мы же не обращаем на это внимание и считаем курьезом.

Согласились.

Русские удивительно культуроцентричны. Любой привходящий элемент, пользуясь наработанными приемами, может стать заметной фигурой, «всего лишь» обладая талантом.

Крайне въедливая среда.

Русская культура в работе экспонирована набором имен, а где, позвольте спросить, культура самих евреев в России?

Не прочитано ни одного стихотворения на идише, не было ни одной цитаты из Торы, не обсуждались законы кагала (хотя он и упоминался в нейтральном ключе), в конце концов рассказали бы об отношениях с клиентами фабрикантов еврейского происхождения.

Ай-яй-яй.





Я думаю, скажи кто-нибудь Мандельштаму в лицо, что он еврейский поэт, несчастный просто не понял бы прикола.

Даже Ойстрах-старший бы с этим не согласился, будь он опрошен г-ном Парфеновым.

То же в другой форме касается и певцов-купцов-портных. Выдающиеся экземпляры обрусели до степени слияния с местностью, а сохраняющие связь с местечками просто не выбились в люди. О них нет смысла говорить.

Поэтому словосочетание «русский еврей» не как банальная этническая характеристика, а как пафос предельных достижений духа, дополняющий русскую культуру, представляет собой оксюморон.

Коммерчески, повторюсь, все выполнено не блестяще, но удовлетворительно.

Оформил портрет.

Однако, с подобным багажом зеркалу российской журналистики соваться в русскую культуру, пожалуй, не стоит.


https://telegram.me/mikaprok


Tags: #история, #парфенов, #россия, #русские евреи, #тв, cinema, critique, history, parfenov, russia, trivia, tv
Subscribe
promo mikaprok july 7, 2017 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments