mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Черный квадрат




После долгого перерыва с удовольствием возвращаюсь к сериалам. Пауза была вызвана отсутствием достойных объектов рецензирования, а вовсе не отсутствием желания про них писать.

В итоге накопилось аж три впечатления (хорошее, плохое и нейтральное), которые хотелось бы публично разложить по полочкам.

Начну с условно плохого.

Посмотрел во время своих бесконечных перелетов Mindhunter и решил сказать пару слов.
Делюсь аванасом, отдавая себе отчет, что еще никто не успел повторить мой подвиг разведчика.

Поэтому постараюсь обойтись без спойлеров.





Меня многие не поймут и возможно даже вычеркнут мой телефон из списка контактов, но я вот что скажу: друзья мои – это парадоксальное художественное произведение.

Два продюсера в лице Дэвида Финчера и (в этом месте играет духовой оркестр) Шарлиз Тэрон попытались совершить прорыв, пока еще никому не удававшийся в игровом кино с момента его формирования: сделать захватывающий психологический триллер о психологии в виде театрального шоу.





Как известно, хорошего вина со вкусом винограда не бывает. Точно так же триллер не может рассказывать о самом себе, как о триллере.

Попытка тем не менее была предпринята и попытка грандиозная.

В качестве основы выбрано нашумевшее произведение Джона Дугласа. Оно очень профессионально переработано в сценарий. Выбрана крайне амбициозная команда и, как рассказывает сам Финчер, «над ним никто не стоял».

Кроме всего прочего, вкрадчивый и чуть-чуть нарочитый кастинг способен подкрепить впечатление.

Для режиссера-продюсера это идея фикс последних n лет: природа социальной девиации, личные переживания, маниакальное преследование, навязчивость выступают уже почти научным материалом.

То, что мы видим в Mindhunter – попытка пристальнее посмотреть на его же непонятого «Зодиака» и, в определенном смысле зафиксировать переживание от прорывной «Исчезнувшей».

Финчер вознамерился поставить совершенно бескровный триллер, состоящий из диалогов за канцелярской мебелью, перекладыванием бумаг и разглядывания с наслаждением 1977 года.

По мнению творческого коллектива, именно этот период американской истории следует считать точкой отсчета в создании современной психологической криминалистики. Оттуда же берет свое начало термин "серийный убийца" и весь ореол ассоциаций с ним связанных.




Это так сказать стержневая задача. Через становление психоанализа в ФБР он точно также нежно пытается распаковать Соединенных Штаты Америки, пережившие сексуальную революцию, но от этого не ставшие сексуальнее.
С издевательски чрезмерным нажимом он давит на одну и ту же педаль пуританского двуличия правоохранительных органов, их нежелания вступать, вопреки здравому смыслу, в эти новомодные социологические авантюры.

В реальной жизни все было несколько по-другому, но скучные пиджаки и приглушенное освещение делают свое дело.

Согласитесь, замах по меньшей мере не лишенный обаяния.

Мне же кажется, что это значительное расширение границ жанра, попытка посмотреть на себя и на них со стороны.




Что же в итоге получилось?

Если совсем кратко, он перетоньчил. У каждого эстета рано или поздно срывается кисть. Теперь она сорвалась и у Финчера.

Из-за первой же часовой серии виднеются уши фиаско всего сезона: беззубые диалоги с подмигиванием, отсутствие экшена (полностью), нарочитая политическая повестка с актуальными меньшинствами-феминизмом, очень посредственная камера (чем Финчер никогда не страдал) и странный медитативный сценарий «под Джармуша».

Наконец, главная проблема: вкрадчивость кастинга обернулась его невнятностью.

Главный герой, «молодой Шерлок», большую часть из 10 часов ходит с постной физиономией и изображает глубокую мыслительную деятельность там, где нужно и там, где совсем не нужно.

Он погружен в бездушный мир криминала, но совершенно не стресует по этому поводу. Вместо этого молодой человек пьет молоко из холодильника, ходульно пытается любить свою либеральную подругу, платонически привязывается к коллеге-лесбиянке и в итоге остается … впрочем ладно, не будем о грустном.

Попытка придать объема остальным действующим лицам в стиле первого «Реального детектива» терпит такое же тихое фиаско, как и все остальное.

Бывалый следак и строгая дама выглядят сошедшими со страниц марвеловского комикса, а их принципиальный босс – лучшим актером второго плана из гонконгского боевика 80-х.

Сценарий не дает усомнится в тщетности ваших надежд на большое зрелище. Он состоит из мхатовских пауз и наслаждения фоновыми звуками, редко-редко прерываемыми банальностями.



Большое количество мягкой иронии, намеков и недосказанностей превратили Mindhunter в очень скучное зрелище.

Такой сериальный "Черный квадрат". В случае Малевича вы понимаете идею, смотрите на это 2 минуты, 3, 10 ... но потом вам надоедает и вы идете к Тиссо или Кюнцу в поисках воплощенного смысла, пускай и более мелкого.

Концепции помимо их декларации нужно еще и приводить в мир.


Ах да, чуть не забыл, самое прекрасное случается в последние 15 минут первого сезона. Это сражение Достоевского с Фрейдом. Кто побеждает тоже не скажу, но одним глазом можно взглянуть. В отличие от остальных 9 с лишним часов.


https://telegram.me/mikaprok

Tags: #mindhunter, #критика, #охотник за разумом, #сериал, #сша, #фбр, #финчер, cinema, crime, critique, fincher, mindhunter, usa
Subscribe
promo mikaprok июль 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments