mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Fair Play



Помню, что меня кто-то просил написать о soccer'е и особенностях развития спортивного бизнеса.

Я думаю, тема важная по многим причинам. Во-первых, заокеанские реалии с некоторыми понятными поправками применимы и в Европе, в том числе и в РФ. Во-вторых, интересна философия ведения подобных дел на наглядном примере. А в-третьих, об этом, кажется, у нас никто не пишет, а сам футбол с деловой стороны является табуированной темой.

Что же, самое время немного приподнять завесу молчания.

Лига американского сокера (Major League Soccer, дальше MLS) была основана, как коммерческое предприятие в 1993. Это был ответ на выигрыш США права проведения Чемпионата Мира по футболу в 1994 году. А то получалось неудобно ЧМ есть, а футбола нет :-)





Первый сезон был сыгран в 1996 году между 10 командами. Следующие 10 лет были достаточно тяжелыми: команды играли на стадионах для американского футбола с пустыми трибунами и пара клубов не пережила эти времена.

Однако с этого момента MLS расширилась до 22 команд на страну, а к 2020 году собирается включить в лигу еще 4, поправила свое финансовое положение и, как сообщается в официальном отчете, стала таким же посещаемым спортивным зрелищем, как игры NHL и NBA.

Как устроена MLS, что она сумела так быстро преодолеть инерционность американского зрителя?

Начнем с того, что сама Лига это франшиза, продающая места в своем составе за денежку.

Т.е. если вы хотите иметь свою команду, то все довольно просто:
- заключаете с MLS контракт;
- переводите $N миллионов паушального взноса;
- совместно с Лигой строите локальный стадион. Стоимость игрушки ~$200 миллионов, из которых вы платите 60%, а еще 40% вы с помощью MLS пробуете выбить из локальных налогоплательщиков в качестве инвестиции в спортивную инфраструктуру.
Девелопментом стадионов занимается специально выбираемый MLS подрядчик, вы в этом не участвуете;
- выплачиваете роялти с дохода, если таковой появляется на горизонте.





С 2010 года инвесторам был дан зеленый свет и по всей стране стали расти стадионы и увеличиваться взносы.

Если в 2008 году они составляли $37 миллионов, то уже в 2016 стали $185 миллионов. Скидка делается только бедным и еще неокученным регионам. Если вы из Бостона или Сан-Франциско, т. е. тех мест, где с сокером все неплохо, с вас могут попросить $220+ миллионов.

Грустно.

Может быть суперзвезды и болельщики за все заплатят?

Вряд ли.

Трансферная часть устроена очень интересно: все игроки покупаются MLS и произвольно (по своему усмотрению) распределяются по клубам.

У номинального держателя франшизы – совещательный голос.

Первое на что смотрят – популярность и заполняемость стадионов.

Все звезды таким образом оказываются в тех командах, которые раньше начали и смогли хоть как-то раскрутиться: LA Galaxy, New York City FC.





Операционная деятельность клубов влетает в копеечку. Если еще 12 лет назад было всего три игрока с зарплатами в $1 миллион на всю лигу, то теперь их больше 30.

Играют в Америке в основном либо местные таланты, либо пенсионного возраста европейские звезды.

К примеру, Фрэнк Лэмпард, Дэвид Вилла и Андреа Пирло.

Эти трое зарабатывают порядка $18 миллионов за сезон.


Расходы на владельце франшизы, а не MLS.

Кроме того, каждый из инвесторов оплачивает аренду стадиона (до того, как построен свой) и юношескую спортивную школу. В последнем случае речь может идти о суммах до $20 миллионов дополнительных расходов в год.

Кстати, тоже в карман MLS, “помогающей” определиться с методикой и оборудованием.

Вырисовывается любопытная картина: объявленная стоимость клубов высокая, Лига в крупных городах вышла на приличную посещаемость, билеты продаются с феноменальной скоростью (правда только в четырех локациях), а бизнеса на местах нет.

Половина клубов de facto убыточны.





В этом году должны быть приняты 2 команды, одна из них Цинциннати яростно ищет деньги в казне штата, по поводу чего уже разгорелся яркий скандал.

Губернатор штата попросил MLS раскрыть структуру расходов в рамках строительства стадиона, на что MLS заявила, что проводит открытый конкурс и ничего не обязана раскрывать.

«Вам интересно, вы и расследуйте».





Пока получается так: частные стадионы федеральной франшизы строят частично на общественные средства с обещанием «улучшить бизнес-климат региона», но не вернуть деньги даже в отдаленной перспективе.

Нил ДеМоз, известный спортивный аналитик в своей нашумевшей и выдержавшей, между прочим, уже два издания книге «Field of Schemes» прямо называет MLS организацией, внедряющей «схему Понци».
По-русски, мы обычно называем это пирамидой.

Те, кто раньше пришел, получили дивиденды на вложения других участников, кто позже – просто отдал деньги и ждет у моря погоды.

По мнению г-на ДеМоуза операционные расходы футбольных клубов в США уже достигли европейского уровня, а доходов не появилось. Следовательно, дальше можно ждать только увеличения расходов на промоушн схемы (стартовый взнос) и покупку дорогих звезд из общего котла для оправдания статуса Лиги.

Впервые он высказал эту мысль в 2002 году и предсказал, что за это время стоимость франшизы подскочит на 300%.

В реальности получилось на 570%.

«Спорт высоких достижений».


https://telegram.me/mikaprok

Tags: #mls, #пирамида, #спорт, #сша, #финансы, #футбол, #экономика, finance, mls, soccer, trivia
Subscribe
promo mikaprok july 7, 2017 00:17 87
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments