mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Барометр



Всегда, когда речь заходит о тех или иных социологических исследованиях, сразу возникает куча вопросов к данным. И вопросов этих всегда больше, чем ответов. Никто не расположен показывать свои методики и выборки данных, объяснять, как они получены и каким образом верифицированы.

Происходит это не только из-за частых манипуляций, но и по причине слишком большого коммерческого интереса к правильной, т. е. достоверной и воспроизводимой, оценке данных.

Информация стоит огромных денег, но сам рынок перегружен фальшивками, внешне неотличимыми от объективной реальности.

Есть несколько простых правил, которыми всегда нужно руководствоваться при чтении соцстата:
1) Исследование должно быть строго ограничено любым измеримым показателем (или несколькими показателями): числовым, географическим, демографическим. Не принципиально. Важно именно само ограничение и чем уже оно делает область, тем лучше;
2) В случае отсутствие в этой ограниченной области катастроф и форс-мажоров, все данные должны хорошо биться с предыдущими исследованиями. Если же сама статистика предусматривает катастрофу, то ее можно смело выбрасывать в мусорный ящик;
3) Если речь не идет о вопросах веры, этические категории должны быть отставлены в сторону. Слова «хорошо», «плохо» или «тихо», «агрессивно» не могут фигурировать даже в преамбуле серьезной работы.

Зачем об этом помнить?

Как минимум один инструмент, часто ассоциированный с социологией нарушает все эти нехитрые заповеди.

Профессионалы сразу поймут о чем я, а вот людям далеким от статистики расскажу чуть подробнее, ибо энтропия растет.

Каждый день любой из нас сталкивается в СМИ со словосочетанием «общественное мнение».

Традиционно, в головах слушателей между «опросами общественного мнения» и «социологическими опросами» прокинут невидимый мостик, скрепленных их последним словом. Опрос и есть опрос. Разница тем не менее слишком велика, чтобы не обратить на нее внимание.

В реальности социология к опросам общественного мнения не имеет никакого отношения.




Название «общественное мнение» возникло в позапрошлом веке в Соединенных Штатах и было связано с заполнением анкет читателями популярных газет.
В частности, небезызвестного «The Literary Digest». Никакой научной коннотации тогда в него не вкладывали, да она и не была востребована. Таким образом владельцы медиа-канала, как сказали бы сейчас, опрашивали потенциальных читателей на предмет их предпочтений.

Потом к невинным вопросам литературно-публицистического характера, буржуазной публике плеснули политики и стали интересоваться выборами президента. Тут впервые произошла популяризация, как такого способа ведения дел, так самого «общественного мнения», как метода получения достоверной информации.

Любой социолог конца XX - начала XXI века понимает, что общественное мнение предполагает две составляющие: общество и мнение. Общество, как мы знаем, не существовало всегда. Предпосылкой его возникновения является единое информационное поле, в котором то самое мнение отдельных индивидов соотносится с мнением других индивидов. Мнение же возможно высказать только тогда, когда, во-первых, есть связная картина мира, во-вторых, понятные и теоретически осуществимые социальные интересы.

Поэтому даже в середине XIX можно говорить не о направлении общественного мнения тех или иных классов или любых других больших групп населения, а доказывать само его наличие.
Благодаря массированной рекламе, следующей за коммерческим интересом, на нас до сих пор обрушивается лавина опросов общественного мнения.




В отличие от инструмента социологических опросов, чье качество зависит от репрезентативности выборки, матмодели подсчета, да и психологически выверенных вопросов, общественное мнение до сих пор опирается на масштабное анкетирование.

Вот так просто: чем больше человек ответило на опрос, тем надежней выглядят результаты.

При этом хорошо известен следующий факт: большая часть людей, влияющих на то самое мнение в опросах по его выявлению не участвует.

Кроме того участвующие могут сознательно искажать анкетные данные, что еще больше сужает потенциальный разброс мнений или выборку в случае социологических опросов, а это полностью выбраковывает массовые опросы общественного мнения.

Интересно заметить, что сам термин вошел в употребление именно благодаря его навязыванию.

В некотором смысле это то, что на другом уровне происходит внутри концепции общественного мнения.





Когда вы слышите громкую фразу: «65% американцев поддержали реформы Обамы» или «85% россиян выразили доверие политике Путина», на источник смотреть бесполезно. Общественное мнение. Хромает аксиоматика трех правил – кидайте его смело в печь.

Такого рода вещи очень востребованы на тех местах в головах избирателей (покупателей), до которых идеологическая обработка пока не добралась.

Воплощение квантовой физики – подобным счетчиком Гейгера легче распространить, нежели измерить заражение среды. Или, воспользовавшись другой аналогией, опросы общественного мнения не снимают показатели со счетчика, а создают и счетчик и показатели на нем, да зачастую и саму силу тока. В обществе.

https://telegram.me/mikaprok

Tags: science, sociology, trivia, usa, социология
Subscribe
promo mikaprok july 7, 2017 00:17 87
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments