mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

In the Middle of nowhere



В разговорах об экономике, в подавляющем большинстве совершенно ненужных и кроме того ведущихся людьми «от сохи», постоянно поднимается один вопрос.
Рано или поздно кто-нибудь из нижеперечисленных: участник заокеанских выборов, российский парламентарий из параолимпийских партий, приглашенный финансовый гуру, колумнист какого-нибудь не вовремя испортившегося издания, «человек с важным мнением и 10000+ подписчиков на Facebook» обязательно извлекает этот предмет, аккуратно завернутый в папиросную бумагу поверх рваного целлофана и кидает им в собеседника.

Мнимого или явного не так уж важно.

Речь идет о пресловутом «среднем классе» и его роли в современных общественных отношениях.

Практически все рассуждения на этот счет висят в безвоздушном пространстве абстракций и ярких иллюстраций глянцевых журналов с улыбающимися людьми из фотобанков.


Чтобы немного развеять вселенскую тоску вбросим в теплую-ламповую обстановку междусобойчика немного фактуры.
Для начала, взглянем на цифры исследования социологов Корнельского Университета. Они датированы мартом 2016 года.
Оно отличается, как солидной базой исследования, так и чопорным академизмом формулировок.

Работа демонстрирует целый ряд крайне интересных вещей.







За последние 40 с лишним лет социальное расслоение американского общества заметно увеличилось.

Средний класс похудел с 1970-го с 64,7% до 40,5% популяции.

В то же самое время количество семей, живущих в наиболее богатых районах выросло с 6,6% в 1970 году до 15,7% в 2012-м.
Переход между верхними 20% и следующими условными 40% составляет почти $100000 годового дохода. Богатый американец в разы солиднее «хорошего парня», для которого снимается кино, продаются машины и крутится Super Bowl. Они попросту живут разной жизнью.





На иллюстрации хорошо видно "схлопывание" среднего класса (в традиционном понимании этого термина)



Верхние 20% непропорционально политически активны и репрезентуют собой 30% электората. Причем эта цифра постоянно растет.
Одна из причин их вовлеченности лежит на поверхности – крошечный процент американцев публично вкладывается в избирательные кампании.

Кстати о том, кто именно выбирает американского президента.

В 1980 году элита оплачивал порядка 16% политических кампаний. Тут подразумевается публиные вложения, а не закулисный лоббизм.


Сегодня эта цифра поднялась до 40 с лишним % и стремится к 50%. Практически половина денег политиков выдается из кошельков 0,01% населения. Получается ~25 000 голосов против 150 000 000 номинально голосующих.





Голосовать идут только те, у кого есть за что голосовать




Богатые избиратели по преимуществу демократы, традиционно симпатизирующие либеральным взглядам.






Доля вложений элиты США в избирательные кампании




С другой стороны их публичная позиция очень слабо коррелирует с социальной. Голосуя за равенство возможностей, обладатели крупных годовых бонусов относительно рано обзаводятся семьей и детьми. Так 83% верхнего социального слоя находятся в браке с детьми. В сравнении с 65% среднего класса и 33% беднейшего сегмента.

Больше 80% богатых учат детей в 3-4 элитных университетах или Liberal Colleges, при этом выступая за большую диверсификацию высшего образования.


В 1980-м году республиканцы привлекали богатых избирателей в 2 раза больше демократов.


В 1988-м году Буш-старший заборол Дукакиса с перевесом в 34 пункта в среде состоятельных избирателей ($100 000+ годового дохода).


В 2008-м году МаКейн сохранил всего лишь 2%-преимущество среди избирателей среднего класса, а Обама и вовсе показал отрыв в 6 пунктов в среде тех, кто зарабатывает $200 000+.


Во время своего первого срока, дирижируя популистскую программу, Обама поднял налоги и косвенным образом повлиял на снижение абсолютных доходов CEO. Последнее вообще наделало много шуму в американских СМИ. С одной стороны он проторил себе дорогу к следующему сроку, выиграв сердца срединной Америки. С другой – потребовалось сменить декорации достаточно радикально для сохранения темпа.


Стало ясно, что соревнование в ближайшие 10 лет будут проходить между кандидатами демократами. Они держатели ключей к корпоративной кассе.


Республиканцы попросту опираются на молчаливую базу избирателей. Не голосующую «ни рублем, ни сердцем».
В этих условиях условные либералы побеждают уже не личностью, а просто программой и поддержанием равновесия. Руководствуясь тем самым принципом: «не нужно раскачивать лодку».


26% демократического электората заняты вопросами, на которые всему остальному населению США глубоко плевать – окружающая среда, социальные запреты, общественная деятельность и специальные экономические темы.


Во время одного из опросов в престижных частных школах США выяснилось, что 9 из 10 детей , в том числе тинейджеры голосующего возраста, считают себя ультралибералами. Однако, голосовать хотят только за хорошо зарекомендовавших себя демократов.


С точки зрения экономики 30% высказались за традиционные американские ценности, в том числе за высокий interest rate.
«Морально я Демократ», – приводит New-York Times комментарий юного, но мудрого избирателя, – «Однако мой кошелек голосует за Республиканцев».






Что же программа нынешнего номинанта от демократов как нельзя лучше подходит к этой ситуации.
В итоге, как политически, так и социально общество верхних и нижних 20% расходится в разные стороны. Постепенно становясь просто разными странами.


Социальное дно заглатывает все большую долю нижнего сегмента среднего класса, а верхний слой все больше окукливается в своих доходах.

Общество приобретает следы четко прослеживаемой кастовой (и расовой) иерархии с непересекающимися барьерами: у верхних 20% и у нижних 20% нет точек пересечения. Даже на уровне «великих идей».


Основным пострадавшим сегментом явился тот самый «Middle Class», на котором, как нам с вами неоднократно говорили должно держаться все здание.


Оно и держалось – на протяжении 30 послевоенных лет. Но, оказалось, что явление это временное.


Как и все в природе.
Tags: economics, liberal values, middle class, obama, politics, research, sociology, statistics, usa, выборы, обама, социология, статистика, сша
Subscribe
promo mikaprok июль 7, 2017 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments