mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Сатира и юмор


Пантеон


Некоторые явления социальной жизни слишком сложны, чтобы быть уложенными в определенную систему, другие же только силятся быть сложными, а на деле оказываются весьма простыми и бессистемными по природе. К последней категории относится современная русскоязычная публицистика, пестреющая анахронизмами и отсвечивающая лысиной беспредметности.

Буквально 2-3 недели назад аппетитно пахнущая недорогой типографской краской в мир вышла книга "Параллельная Россия" (ПР) юзера hasid
. Историю 1/6 части суши мы любим и встречаем всегда с распростертыми объятиями. Жаль только адекватной и популярной литературы в этом направлении появляется не так много.
ПР, казалось бы, из числа успешных попыток. Во-первых, в этом сборнике статей есть несколько хороших фактографий. О Чарноках, о Калинине и Мордухай-Болтовских, неплохая и правдивая зарисовка о Котовском, который только в начале 20-х свел из под глаз блатные татуировки. О Мордухай-Болтовских, одних из архитекторовсоветского мира автор пишет щедро, переливая речь уместным остроумием о "Великом Востоке народов России" и обращении "товарищ", к примеру. Или вскользь проезжаясь по Василию Никитовичу Мешкову, нашему старому товарищу (уже без ковычек) и партийному сатиру Бадаеву и одноименному пиву. Про Кропоткина и его огород в Дмитрове, а также про автора самой авторитетной книги о виски в мире, а по совместительству одного из ключевых участников большевисткого переворота -- Брюсе Локхарте. В то же самое время фельетоны об алкоголиках-путчистах или молебне конца 80-х на Красной площади кажутся натянутыми нескладушками, а биографические фельетоны (даже не знаю, как это корректно назвать) о Лужкове и Собянине уже и вовсе ниже литературных стандартов.

Главная проблема здесь -- тема. Там, где автору дали фактографические ключи и показали, о чем говорить, он чешет без сучка и задоринки. А вот там, где нужно подумать или вовсе промолчать путного не получается. Неоднократно в ЖЖ обсуждались все те 3-4 темы, по которым сборник ПР вытаскивает себя из болота провинциальной журналистики. А вот остальное -- дело рук не вполне удачливого литератора "хасида". Дело тут, однако, еще и в том, что упоминаемый автор не знает о чем говорить, поэтому путается в показаниях. Кто-то на страницах глянца назвал его "единственным европейцем". Что же, тут промах сразу на несколько трамвайных остановок. Его язык это cymothoa exigua, тот самый паразит, который съедает язык (как орган) у рыб и неискушенных литераторов и встает на его место. Зачем это написано и почему не разобраться без поллитры, зато с уверенностью можно констатировать зашкаливающую юмористическую русофобию авторов. У него всегда "оба хуже". Этот юмор пытается рядиться сатирой, но что-то не виден ее объект. То ли я не туда смотрю, то ли объект этот отсутствует. А присутствует только достаточно мелочно мелкая ехидца и посредственный язык. Да уж, над языком нам еще работать и работать, "товарищ".
Tags: books, critique, history, pryanikov, russia
Subscribe
promo mikaprok july 7, 2017 00:17 87
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments