mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Black mess

С пылу с жару все блоггеры набросились на только что вышедший и еще пахнущий проявителем "Джанго" Тарантино. Обсуждать с пеной у рта там особенно нечего, но свои 5 копеек засунуть можно.



Общеизвестно, что будущий номинант Гран-при Каннского фестиваля долгое время работал в видео-прокате и, как он сам утверждает, посмотрел все фильмы на Земле. Традиционно именно этому факту приписывают его эрудицию и рифмованность сюжетных линий с основными каконоческими картинами 40-60-х гг.. К этому же обстоятельству можно отнести мимкрию под "низкие" жанры и приемы откровенно скопированные из B-movies. Собственно слаженность сюжета, глубина замысла и эпичность Тарантино никогда не интересовали. Там где это частично получалось и смотрелось оригинально, например все в том же "Pulp Fiction", он превосходил себя. Там где не получалось -- был все тем же "режиссером на грани вкуса".

В этом смысле "Джанго" очень показателен. Задумывавшийся в качестве своеобразной черной комедии a la "Бесславные ублюдки", по форме копирующий итальянских мастеров giallo и спагетти-вестерна вплоть до прямых заимствований на грани копирайта, а содержательно выстраивая пародийный мир "Унесенных ветром", он неожиданно выявляет главные недостатки и Тарантино и американского кино в целом.

В рамках замысла получилось стилистически безупречное высказывание, что же касается смысловой составляющей все несколько сложнее. Ясно, что Шульц (персонаж Вальца :-) ) играет божественную силу просвещения. Он не реальный персонаж (иначе что бы он делал в середине XX века в Штатах). Просвещение правда почему-то немецкое, а не французское, при том высказывания Доктора (т.е. одновременно врача и ученого) носят абсолютно руссоисткий уклон. Роджер Эберт тут абсолютно прав, видя в данном персонаже концептуальный промах. Доктор выступает в роле Прометея дающего огонь и уходящего на небо по завершению передачи, но что делать с огнем свободы кроме как убивать всех вокруг он не говорит. Т.е. свобода это жестокость и вседозволенность. Тарантино, понятно, в такие глубины мог и не заглянуть -- ему важна касса и скандальный сюжет на самую табуированную американскую тему. Но вообщем очевидно, что фильм на уровне мысли приобретает расисткий оттенок, с учетом того что муссируется отмена свободной продажи огнестрельного оружия и 9 из 10 преступников с огнестрелом в США отнюдь не белого оттенка кожи. Слышен и не слишком морально оправданный подтекст -- вы нас самих научили убивать, теперь разгребайте.

Рабство само по себе Тарантино что называется "до лампочки", важно приподнять табу и добавить побольше клюквенного сока к каждому кадру. На фоне объективных этнических проблем это обстоятельство превращает "Джанго" почти в порнографию (не в лучшем смысле слова). В "Ублюдках" проблема мотивировки жестокости стоит куда более остро и безусловно это одна из причин своеобразного каннского недоумения. Получается, что голых женщин ты показывать горазд, а чем с ними заниматься не знаешь.

Непонятна также целевая аудитория -- собственно для кого это снято. Чернокожим это не понравится, а белым будет в массе своей не так интересно как, возможно, ожидалось.

По канве можно и не проходить -- там масса нестыковок, но, как я уже сказал, по сравнению с содержательным прогибом все остальное бледнеет.
Tags: cinema, critique, tarantino
Subscribe
promo mikaprok july 7, 2017 00:17 87
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments