На первый взгляд казалоь бы удивительный парадокс -- выходит все больше книг о том, как стать богаче, здоровее и счастливее, при этом количество богатых, здоровых и счастливых на планете Земля остается более или менее величиной постоянной. Ответов на этот парадокс несколько.
Во-первых, счастью или здоровью сложно научить, это требует нетривиальных усилий личности, на которую в конечном счете все и замыкается. Т.е. секреты просты, если умеешь их применить и сложны, если не умеешь. Отсюда логичным образом вытекает пункт 2: все дело в деталях. О них никогда и никто толком не рассказывает, а по-настоящему ценный совет всегда практичен донельзя. Даже в сложных ситуацияях большинство людей знают, что они хотят получить на выходе, но лишь очень малое количество знают КАК это получить.
В итоге бизнес и проповедческая литература становятся интеллектуальными маргиналами -- для тех, кто способен ее воспринять, она практически бесполезна. Для тех. кто не способен, тоже.
Хороший пример попытки совместить приятное с бесполезным предпринял Август-Вильгельм Шеер (АВШ), основатель компании IDS Sheer и автор методологии ARIS. В этом году на русском вышла его книга "Управляя менеджерами" (традиционно, в переводе не учтена ирония автора "Managing managers"), которую при всех ее плюсах сложно рекомендовать к прочтению. АВШ постарался привести практические примеры из жизни своей компании, при этом никого не обидеть. Так не бывает -- правда неприглядна. Например, он приводит много анонимных примеров неправильного управления и поведения менеджеров, однако практически не описывает контекста возникновения такого рода явлений. Получается, что их нельзя предотвратить. В другом месте автор говорит об основной мотивации менеджера -- деньгах и тщеславии. Причем деньги -- основной критерий. В реальной жизни все намного сложнее. Ради денег человек может поступиться принципами или пойти на риск, но он не способен выполнять в течении сколько-нибудь длительного времени интеллектуально насыщенную работу в организации типа IDS Sheer. В контексте книги это превращается в неуправляемый трюизм -- плати и ты будешь счастлив. Жизнь намного сложнее этого. На моей недолгой (в сравнении с АВШ) памяти, были менеджеры, способные идти на сознательное снижение собственного заработка ради выполнения сложных задач или завоевания всеобщего уважения. Управленец в глазах автора представляет собой картонный трафарет американского бизнесмена из 80-х с легким оттенком немецкого гелертера. Это чистолюбивый карьерист, с идеальными данными и счастливой семьей. Уж кому-кому, а не АВШ не знать, что таковой идеал в жизни недостижим в принципе.
В книге много локально немецкий деталей, мыслей и переживаний, которые могут быть интересны с познавательной точки зрения, но практической пользы не несут. АВШ достаточно непоследователен и при этом на редкость скучен. Все точное и смелое -- общие места, все "нудное и жизненное" -- практические советы. В целом, эта книга типичный продукт рынка "проповедческой" литературыо бизнесе.
Journal information