mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Красная гвардия


Дом-музей Булгакова в Киеве

Вышла очередная версия "Белой гвардии", на этот раз в виде многосерийного телефильма. Это вторая по популярности вещь Михаила Афанасьевича после "М и М", над которой так любят издеваться отечественные кинематографисты.
Эта "Гвардия" является репликой популярного спектакля с чуть более расширенным составом участников.

В принципе по сравнению с театральной постановкой ничего не изменилось -- лицо Хабенского все так же выражает ближневосточную тоску ленинградского разлива по поводу и без оного. Пореченков все так же неуместно пародирует самого себя в любой наугад выбранной роли, т.е. нечто внешне простое, но с весьма сложным душевным складом. За душевный склад отдувается сценарист.
О прочих и говорить не стоит -- там настоящее столпотворение штампов.

Выглядят все жутко, игра -- сплошные общие места. Венчает все режиссер Снежкин, который наколеночные "Улицы разбитых фонарей" и бессмысленный "Брежнев".
Получилась в итоге "Красная гвардия" -- поденщиков одели в костюмы Людей и заставили печально опускать глаза (стиль Пьеро). "Грустное варьете".

Конечно, это очередной громкий провал, но провал весьма характерный. Несмотря на внешнюю сценичность и даже кинематографичность Булгакова, его крайне сложно хорошо экранизировать. Тексты Михаила Афанасьевича, в особенности это касается "БГ", достаточно метафоричны и рассчитаны на внутренее эхо читателя. Их нужно передавать не через прямое прочтение, а демонстрируя подтекст. Причем демонстрируя визуально. В этом смысле к единственной удаче можно отнести "Собачье сердце" Бортко (привет "улицам разбитых фонарей"!), но не его же "М и М" (и произведение сложнее и режиссер уже не тот).

Тут можно вести разговор даже не о режиссуре конкретного автора, а о советской кинематографической школе в целом. Просто на фоне Булгакова становятся особенно видны все погрешности. В принципе, у нас фильмы снимаются театральными режиссерами с участием театральных актеров. Это совершенно другой вид искусства со своими тонкостями. Например, в среднем 80% информации каждого спектакля передается вербально. На сцене невозможно произвести визуального превращения, в который зритель бы поверил так же легко, как в кино. В фильмах пропорция обратная -- там как раз 80% информации передается визуально. В кино есть монтаж, спецэффекты, построение сцен из разных кусков сеттинга.

Поэтому большинство отечественных фильмов жутко затянуты и перегружены ненужными диалогами. Актеры безумно переигрывают и кривляются, не замечая, что они не в зале. В Голливуде режиссер кромсает сценарий для достижения удобоваримой упаковки фильма. У нас зачастую сценарист не понимает кинематографа и пишет как театральный драматург, а режиссер снимает подбирая натуру под диалоги. Получается сплошной "Осенний марафон" (это в лучшем случае).

С Михаилом Афанасьевичем такой фокус безболезненно пройти не может. И не проходит.
Tags: bulgakov, cinema, critique, white guard
Subscribe
promo mikaprok july 7, 2017 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments