Основной темой всех разговоров в политике, бизнесе и образовании РФ последних пары лет были инновации. К ним стремились, презентовали программы, делали громкие заявления и т.д и т.п. Всерьез это никто, похоже, не воспринимал, однако тональность СМИ остается восторженной, да и люди постепенно подтягиваются. Выскажусь и я на эту тему. IMHO, в построении инновационных центров и фабрик старт-апов есть два аспекта, принципиально игнорируемых (по понятным причинам) отечественными прогрессивными кругами, будь то бизнес или чиновники. Это социально-экономический и личностный взгляды на создание чего-то нового.
Начнем с более общего социально-экономического аспекта. Для создания инновационного центра в первую очередь нужен не специально созданный конвейер или свободная экономическая зона, а слой образованных и свободных людей. Leisure class. В тех странах, где этот класс очевидно сформирован, центры появляются, как грибы после дождя. Люди сами образуются во что угодно, если создать им гуманные условия.
Следующий пункт -- образование. Инновации как таковые являются следствием высокой концентрации хорошо образованных людей в определенном месте, а не создания специальных мест для сосредоточения плохо обученных недотеп. Место выбирается ими случайно или определяется степенью профессиональных коммуникаций. Как в свое время Калифорния, в качестве одной из баз ВМФ США. Вечером деньги (т.е. вложения в фундаментальное образование), утром стулья (т.е. молодые перспективные бизнесы). Таким образом поступил Израиль, в котором специально создавался центр по американскому образцу и на американские деньги. Они просто производили селекцию из лучших ВУЗов, а дальше смотрели, что вырастет, а что погибнет на корню. Дополнительно приглашались специалисты из ведущих инвестиционных и венчурных компаний США. Без этого ничего не взлетит. Оказалось, что на Ближнем Востоке неплохо обстоят дела с криптографией и электронной коммерцией.
Теперь о личностном аспекте. Можно, конечно, долго рассуждать о том, как быстро и эффективно создать выдающийся start-up, набрать гениальных исполнителей и счастливо пройти IPO, но вначале хотелось бы что-нибудь предложить рынку. Пока предлагают только такое. Надо учитывать, что для обывателя сложно просто сосредоточенно думать о чем-то больше 1-2 минут, поэтому гениальные и "доходные" идеи рождаются редко. Наблюдается их очевидный дефицит даже в весьма искушенных по части генерации идей странах, как, например, во Франции. Точечный интерпринер это редкость, а уж серийный это, так сказать, просто уникум. Потом для хорошей идеи нужна унавоженная почва из сотен удачных идей и, более важно, из тысяч неудачных.
Есть и еще один немаловажный аспект -- экономическая мощь США. На ней держится большая часть творческого потенциала Кремниевой Долины и сателлитов.
Почему столь очевидные (азбучные) вещи не говорятся вслух понятно.
Journal information