По старой советской традиции, сограждане любят обсуждать по поводу и без уровень образования в РФ. Вот и сейчас политически активный электорат бросился грудью на баррикады защищать несуществующее среднее образование. Помимо того, что уже, пожалуй, нечего и защищать, народ как-то забыл о социальной стороне дела. Неафишируемый, но от этого не менее важный, факт, что полноценное высшее образование могут получить 5-7% населения, а остальные высшее образование имитируют никем не рассматривается. Из него, в частности, следует, что и полноценное среднее (гимназическое) образование получить отнюдь не 100% детей. Этот процент от силы -- 60%. Все остальные должны учиться в реальных и профессиональных училищах. Именно эта система существует во всем мире и, разумеется, существовала в России до 17-го года. Любое другое соотношение означает инфляцию самого понятия и это становится бесполезно обсуждать. По принципу "что лучше 2+2=7 или 2+2=3?"
Основной же проблемой образования в РФ является не программа школ, а деклассирование учителей. Именно с этого и следует начинать любые реформы -- система компенсаций и гарантий работникам, занятым в системе школьного образования.
На самом деле, хотелось бы сказать о другом. Почему эта тема так педалируется? Во-первых, это неплохой отвлекающий маневр -- дать несчастным в руки букварь и отвлечь их от скучной политики и экономики. Почему народ удается отвлечь? Как это не смешно, именно из-за низкого уровня образования. Это во-вторых. Есть набор унаследованных с советских времен аксиом. Например, "самая читающая страна". Мало того, что по сути это оскорбление, это же еще и прямая ложь. Уровень знаний среднего школьника в РФ и низок и, что важнее, совершенно не соответствует требованиям современного мира. Недавно был опрос, связанный со знаниями о мире граждан РФ. Оказалось, что "самые читающие" ничем не лучше, чем китайцы или индусы. Что должен такого читать школьник, чтобы быть настолько некомпетентным?
Вторая аксиома -- "уровень компетенции в управлении не связан с образованием". Фактически калька с комсомольской жизни -- "настоящий начальник -- это хороший мужик, а не профессионал". Сейчас всех смущает проект каждого образовательного закона, а что у министра транспорта нет высшего образования в не рассчет не принимается. Любой закон a priori делается некомпетентными людьми. Любые реформы заранее обречены.
Третья аксиома -- "технические дисциплины гораздо полезней гуманитарных". Это правило выведенное из практики жизни в Совке. История выдумана, философия заменена марксисткой религией, а математик или химик мало того, что полностью безопасен для режима, так и еще и приносит пользу оборонной промышленности. Поэтому за математику, физику и химию будут стоять до конца. Пусть в реальной жизни это никому не нужно.
В итоге мы имеем то, что имеем: споры из-за непонятно кому нужной реформы непонятно кем разработанной.
Journal information