mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Культурный разговор

В последние пару лет много говорят о падении уровня письменной культуры, с чем связано и общее упрощение коммуникаций внутри (да и вовне) культурного пространства. Язык умирает -- media процветает. Аргументов, как правило, не приводят, но непрестанно разводят руками и пожимают плечами. Мол, а что вы от нас-то хотите?

Не знаю как кто, а лично я глубоко убежден, что разговоры о таких предметах как "уровень культуры" в контексте государства попросту бессмысленны. Таким образом можно только отмыть немного денег на общественных фондах, чем вероятно все и оборачивается. Тем более в государстве и в обществе, в котором с 91-го года уровень культуры вырос в разы, а уровень письменной культуры в десятки, если не в сотни раз.

Другое дело, что культура стала крайне массовой и уже за счет этого изменила свой ландшафт. Теперь каждый мало-мальски продвинутый журналист или даже блогер может выпустить в свет творение своих не всегда умелых рук и наслаждаться полученным эффектом. В таком виде литература и публицистика нуждается в "рыночном цензоре", который уже появился на Западе и неизбежно появится у нас как только появится сам рынок.

Посему на проблему надо смотреть более пристально в каждом конкретном случае -- разрушает ли данное конкретное произведение нашу письменную культуру или нет и если да, то почему. Т.е. все как всегда банально -- есть талант, нет таланта.

Приведу один пример из области non-fiction заведомо "рыночного" автора. В 2001 году Майкл Льюис, прославленный "Покером лжецов", напечатал очередной opus под названием "Новейшая новинка. История силиконовой долины". В 2009 году издательство "Эксмо" выпустило русский перевод и в этом же году я не смог пройти мимо "новейшей новинки". Благо тема мне хорошо знакома, да и автор тоже не случайный. Где-то начиная с пятой страницы я понял, что до конца трехсотстраничного фолианта вряд ли дотяну. Причина проста -- полное отсутствие художественного таланта у автора. Судите сами: тема -- выигрышней некуда. Драматургия событий девяностых годов в кремниевой долине приближается по накалу к событиям 32-33 гг.. Веймарской республики. Так сказать, начало новой эры. Чтобы завалить такую тему нужно быть просто-таки "сверходаренным". Сам Льюис наверное считает свой прием погружения в детали очень удачным: если миллионер -- то яхта, а на миллионере рваная футболка и кроссовки; если финансист -- то обязательно деловитый дебил в дорогом костюме. Не понятно к чему растянутые диалоги и бытоописания, кучка фактов из газет и бесконечные нравоучения-сенсации в стиле "Волга таки впадает в Каспийское море" + полное отсутствие меры превращает эту, в целом замечательно задуманную, книгу в вязкое мессиво из тривиальности и скуки, а самого мажордома -- в стареющего графомана. Надо сказать, что моя оценка (какой бы субъективной она ни была) удивительным образом совпала с судьбой этого произведение на американском рынке -- несмотря на имя автора и удачную тему, "Новейшая новинка" провалилась.

И наоборот, только талант автора спас "Историю электричества" от забвения. Джефф Боданис сумел эту слишком абстрактную и весьма проработанную (местами) тему преподнести читателю совершенно в новом свете, занимаясь при этом почти исключительно компиляцией. Его так сказать "монтаж" использует тот же самый прием, что и у Льюиса -- погружение в эпоху и жизнь автора того или иного открытия, что в случае Боданиса выглядит естественно и динамично. Книга раскупилась и печатается новый тираж.

Вот и вся разница.
Tags: bodanis, books, critique, electricity, lewis, silicon valley
Subscribe
promo mikaprok july 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments