mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Иметь или быть



Философско-психологический заход.

Неравнодушные читатели спрашивают за футуризм.

Поскольку тексты о сферических идеях в вакууме кажутся мне бессмысленными, попробуем зайти с другого края и хоть как-то привязаться к реальности.

Очень интересные вещи происходят в последние 5 лет на метарынке "крупных приобретений". Сюда можно отнести жилплощадь, автомобили (или иной вид дорого личного транспорта), драгоценности и интерьерные предметы роскоши.

Продажи всего вышеперечисленного падают. Иногда критично, как, например, жилье в Центральной Европе. Иногда незначительно и с некоторыми амплитудными колебаниями вверх, как в случае серебряной ювелирный продукции.

Однако общий тренд очень хорошо заметен и стрелочка склоняется в нижний правый угол.

Первый мир уже там. Развивающиеся страны подтягиваются к обозначенному графику.




Показательные выступления наблюдаются с автотранспортом. Причем уже достаточно давно.

После бума перепроизводства начала 90-х последовала волна потребления. Скупали все подчистую. В РФ одно время продажи росли на 150% в год. Темпы тюльпаномании.

Теперь с высоты прожитых лет 1995-2000 гг. воспринимаются многими, как ушедшая навсегда "золотая эра" индустрии.

Несмотря на колоссальные усилия автопроизводителей, рекламу и вложения в бренды, последние 10 лет продажи падают.

Пока не катастрофически, но эксперименты с беспилотным транспортом хорошо ложатся на статистику отказа от руления.

Если объединить полный спектр исследований на эту тему, то получится следующее:

- так называемые миллениалы не видят смысла в личных четырех колесах,

- ‎поколение Z (следующее за ними), казалось бы, снова вернуло автомобили в моду, но только в городах с хорошей транспортной доступностью и, важно, как элемент личного заработка a la Uber/Lyft. В крупных городах продажи автомобилей падают все последние годы у любых демографических слоев,

- ‎РФ и в какой-то мере страны Восточной и Южной Европы шли против тренда до середины 2000-х, но постепенно и тут наметился значительный откат. Это не только и не столько отсутствие денег, сколько общее непонимание зачем все это нужно.






Дамоклов меч занесен над всеми премиальными брендами. De facto они и не нужны в таком количестве.

На наших глазах происходит трансформация этого рынка в Японии. Toyota вместо продажи машин предлагает своеобразный Transportation as a Service. Вы берете машину за половину ее номинальной стоимости, обязуетесь обслуживать только в авторизованных сервисах И, самое главное, гарантированно повторяете процедуру через 3 года. В этом случае каждый следующий подход к снаряду чуть менее расточителен, чем предыдущий.

Встает закономерный вопрос -- куда мы идем глобально с учетом продления тенденции?


Один из нескольких вариантов ответов таков -- владение вещами (сначала крупными, а затем и всеми остальными) само по себе станет условностью.

Предметы материального мира должны служить получению функционально-эмоционального опыта. Предположим, его можно купить, бесконечно прокатывая их по кругу.

Причем любой опыт.

В 2002-2005 гг. серию экспериментов, посвящённых этой тематике провел американский социальный психолог Томас Гилович.

Там нет чего-то революционного, но он фиксировал долгий временной эффект на восприятие человеком событий определенного круга событий.

Подопытным дарили или продавали вещи, обменивали предметы на опыт их использования и постоянно замеряли уровень их удовлетворенности жизнью (как он пишет «счастья»).





Выявилось несколько, ставших чуть позднее каноническими, закономерностей:
- моментальная радость от владения была гораздо выше, чем от получения «опыта владения» похожим предметом, однако эффект запоминания "впечатления" в последнем случае был более долгоиграющий,
- ‎опыты в отличие от вещей оказались практически не сравниваемы между собой. Прокатиться на гоночный машине "пока не надоест" порождает индивидуальное переживание, а владение всегда включает сопоставление с другими собственниками этой же вещи,
- ‎спустя несколько раундов экспериментов люди моложе 25 лет устойчиво выбирали опыт вместо получения вещи. Это происходило независимо от их дохода в реальном мире и иного учтенного бэкграунда.

Я бы не стал делать глобальных обобщений и выразился крайне аккуратно, но данные продаж 2009-2016 гг. подтверждают гипотезу о склонности к сервисной модели поведения.

Мне кажется, это важная история, порождающая целый спектр самых далекоидущих последствий.

Полагаю, прикладная экономика – самое меньшее из того, на что происходящее повлияет.



https://telegram.me/mikaprok

Tags: #автомобили, #поведение, #продажи, #рынки, #социология, #финансы, #экономика, behavior, economics, sociology, trivia
Subscribe
promo mikaprok july 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →