mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Еще раз о малых формах жизни




Отечественные СМИ очень не любят цифр. Вообще никаких цифр. Во-первых, скучно, во-вторых скучно, а в-третьих… страшно.

В отличие от глубокомысленных изречений о равенстве и братстве или не менее томного кокетства на предмет подвигов Геракла в тридевятом ближневосточном царстве, факты приходится обосновывать.

Особенно велика опасность там, где речь идет о потенциально верифицируемой статистике, непосредственно касающейся управления. Тут обычно формулировки замыливают наречиями или быстренько задергивают занавесочкой прилагательных.

Невинная ложь звучит так: «большинство россиян», «практически никто в нашей стране», «как всем хорошо известно [мнение]» и т.д.. Приемам этим не одна сотня лет и придумали их совсем не советские дошколята, а Демосфен, но работают они до сих пор, как метроном. Т.е. действуют в первую очередь усыпляюще.

Радует, когда к теме официальной статистики обращается заслуженный мастер слова, которому как бы и нечего терять, кроме своих идеологических цепей.

Вдвойне приятно, что речь идет о ключевой тематике медийного управления – рейтингах новостных программ на российском ТВ.

Понятно, что ваш покорный слуга не мог не обратить на это своего внимания.

Что же, выкладывайте шокирующую правду, г-жа писательница!

Вот, что написала Юлия Леонидовна в своем последнем материале для «Новой Газеты»:

«В течение вот уже многих лет страна живет c привычной мифологемой, которая называется «зомбоящик». Согласно этой мифологеме, какое-то большое количество жителей России — не то 90%, не то 85%, не то, в крайнем случае, большинство — живет и дышит тем, что показывают по телевизору.»





Поднимите мне веки.

«Судите сами.

Вопрос: в России больше 140 млн человек, сколько из них смотрит программу «Время»?
Ответ: 6 млн человек, то есть меньше 2%. Это официальная статистика. Ее легко проверить.

Вопрос: каков средний возраст аудитории программы «Время»?
Ответ: 63 года. Это тоже официальная статистика.

Иными словами: те 2%, которые смотрят программу «Время», — это далеко не самая активная часть населения.

Вопрос: сколько человек посмотрели фильм «Он вам не Димон»?
Ответ: только на YouTube счетчик перевалил за 17,5 млн просмотров. Цифру эту, с учетом других медиаплатформ, можно смело увеличить по крайней мере вдвое.
»

После обоснованного комментария, что в РФ проживает по официальным данным 144,5 млн. человек, а не «больше 140 млн.». Но, даже если и 140, то 6 млн. не составляет 2% от них, а примерно 5%. Редакция поправила первую цифру, и в материале на официальном сайте газеты стало так:

«Судите сами.

Вопрос: в России больше 140 млн человек, сколько из них смотрит программу «Время»?
Ответ: 6 млн человек, то есть меньше 5%. Это официальная статистика. Ее легко проверить.

Вопрос: каков средний возраст аудитории программы «Время»?
Ответ: 63 года. Это тоже официальная статистика


Вторую же цифру никто поправить не решился:

«Иными словами: те 2%, которые смотрят программу «Время», — это далеко не самая активная часть населения.»

Потому что 5% для программы «Время» звучит уже не так сокрушительно, как 2.





Уровень аналитики «Бог», да.




Не агитируя за советскую власть и не подавляя хрупкую оппозиционную мысль, посмотрим повнимательнее на эти цифры.

Начнем с конца. Как получить 17,5 млн. просмотров на Youtube? Например, 17,5 миллионов раз его проиграть по кругу 1 человеку. Или двум людям по 8,75 миллионов раз. И так далее. Принцип понятен :-)

Я, к примеру, для того, чтобы написать соответствующий материал загружал его раз 6.

Если не брать накрутку, платный траффик и явно комплиментарные просмотры поклонниками творчества Алексея Николаевича, то в сухом остатке мы не можем сказать сколько конкретно людей его посмотрели.

За пределами московского региона его расшаривали не очень активно. Более того, как и следовало ожидать, время активной жизни ролика составило в среднем 1 неделю в соцсетях. Кроме специализированных пабликов VK, которые в итоге и побудили некоторое количество болельщиков на столичную прогулку в автозаках.

В любом случае, считать, что его посмотрело в 2 раза больше 17,5 млн. человек – фантастическое и ни на чем не основанное утверждение.

Напомню, друзья, что количество экономически активного населения (самая широкая целевая аудитория) страны составляет на 2016 год – 75,8 млн. человек.

Т.е. примерно половина из них посмотрела эти вирши?

Константин Сергеевич Станиславский с Андреем Андреевичем Марковым в обнимку удаляются в сторону заката и даже не поворачиваются, чтобы попрощаться с покинутой всеми Юлией Леонидовной Латыниной.






Теперь к программе «Время».

Единственный приличный источник данных по телевизионным рейтингам на крайне конкурентном поле это TNS Russia, который сейчас TNS Gallup.
ОК, что нам говорит монополист?

Рейтинг программы «Время» в 2013 году был 8,4%, в начале 2016 – 9,8% (! вдруг), в конце – 6,4%. Это при ежегодно возрастающем покрытии интернета, охватывающем все и вся 4G.
Что значит рейтинг программ в процентах? Это доля людей, от общего количества смотрящих телевизор.

Сколько же людей смотрит телевизор?

Очень сложный вопрос.

Считается, что где-то между 55 и 61% всего населения периодически его включает. Минимум на 10 минут :-)

Причем сюда входят не только федеральные каналы, но также спутниковое и цифровое телевидение в городах миллионниках.

Получается, что именно по проверяемой статистике «Время» может смотреть около 5 млн. человек.

При этом ежесуточная доля «Первого канала» (держателя программы «Время») составляет 13,3 млн. человек (данные TNS). И вечерние новости, мягко говоря, не самый востребованный продукт. По сравнению с ток-шоу, сериалами и «хипстерским заделом» Эрнста.





Например, сериалы в среднем в 7 раз популярнее новостей. В 7 раз! Развлекательные эфиры (юмор, музыка) – в 3. Спорт – примерно так же, как и новости, но он присутствует и на первой кнопке. В общем, нужно решать линейное уравнение с одним неизвестным.

Таким образом и цифра 5 млн. может сильно завышена.

Грандиозная статистика, с роскошным па-де-де в сторону Кремля, не выдерживает даже самых элементарных подсчетов на листке бумаги.

Как на одной чаше весов, так и на другой.


https://telegram.me/mikaprok

Tags: latynina, navalny, russia, statistics, trivia, tv, латынина, навальный, новая газета, рф, статистика, тв
Subscribe
promo mikaprok july 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments