mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Школа 2.0



Недельной давности текст о школе вызвал некоторое оживление и что-то отдаленно напоминающее взрослый разговор.

Как и ожидалось, любовь школьников (и студентов) к гражданскому активизму в полный рост подтвердилась в минувшее воскресенье. Было очень мало политики, но очень много интересной движухи, вечерних приключений, друзей по размещению в уютных автозаках и волнующих путешествий во всамделешнее КПЗ.

Поэтому позволю себе еще раз прочертить свою позицию путем разбора основных тезисов, высказанных читателями:

1. Все стороны импровизированного конфликта оказались неправы. Ученики в нелогичности и кусочности своей позиции, учителя показали дремучую глупость и советский идеологическую зашоренность.

В обоих случаях мы не видим ничего неожиданного, уже лет этак 30 учителя жалуются на школьников, те на учителей, дальше в дело вступают родители. Этот гордиев узел кажется необоримым. Плюнуть и забыть.Всё как всегда, говорить не о чем. Расходимся!

О нет, мы только начали :-)

Обвинять в чем-то 14-15-летних подростков бессмысленно. Спрос может быть с того, кого сознательно развивают и учат рассуждать в категориях гражданского общества, кто в процессе участвует (пусть даже на вторичных ролях) и отвечает за свои слова. Хотя бы словами же, если делами ответить не может.

В том числе в общественно-политическом контексте. Этого нет до такой степени, что не получается даже складно привязаться к позиции школьников, где она?.

По уму же, биологически, они вполне способны решать насущные задачки.

Сейчас у них в головах можно засевать любую рожь. Чем и будут впредь заниматься те, кто психологию детей понимает и умеет свой нехитрый месседж протолкнуть через ушную раковину дальше. В общем это даже не зависит от возраста. В конце 80-х, к примеру, школьниками были все взрослые :-)

Следовательно разговоры о «тупой школоте» нужно отставить в сторону. Они настолько тупые, насколько мы хотим их видеть.

У «школоты» просто нет интерфейса общения, который никто не выдал. Они теряют время на уроках, которые не нужны, зато на выстраивание социализации времени нет совсем. Это на откупе у родителей, VK и третьесторонних контрагентов :-)

Они проявляют нездоровую активность и лезут изо всех щелей, пытаясь заставить работать заместительный механизм стресса. Т.е. получить обратную эмоциональную связь. Усилия проваливаются, ибо им никто не объяснил, как использовать божественный дар слова к удовлетворению первичных потребностей. Путем проб и ошибок.






Что касается учителей, то, как я и написал, школа -- царство нервозных, задерганных, ну и, к сожалению, часто не очень умных женщин.

А зачем для общения со школьниками нужны специально подготовленные кадры?

Вооот, с этого и надо начинать.

Сейчас школьник – бессловесная зверушка, которая на заказ: пишет изложения, считает тангенс угла в 120 градусов или орудует половой тряпкой. Была бы воля МинОбра, учителей бы заменили андроидами. За электричество платить еще дешевле.

А если к вопросу подойти с позиции диалога?

Как только «марьиванна» сморозит очередную глупость, ей из класса протянутая рука:

«Позвольте, а что вы, собственно, имели в виду? Вот вы говорите о [решении системы диффуравнений, Февральском перевороте 1917 года, экономическом положении американского континента], а в книге [имярек], одобренной МинОбром РФ от 1 апреля 2016 года написано так: [примеры]. Не могли бы вы обосновать свою позицию по данному вопросу?»

Всё, «конец резидента». Слов не написали. В ответ мы услышим в лучшем случае то, что уже слышали в ролике.

Поэтому дискуссии не нужны. Что с нами-то делать, если все такие «умные» кругом?

Происходит это в том числе и потому, что школы в их современном виде не нужны. Тут мы плавно подходим к п.2.







2. Школа – незыблемый институт, спущенный на Землю на стропилах божественного провидения. В подтверждение сказанного следует одно и то же ассорти, в котором обязательно попадается: «советская математика», «физические олимпиады», «труд всему голова» и т.д..

Ясно, понятно.

Начнем с такого простого факта: школа в современном изводе существует 150 лет.
На протяжении всей истории человечества методы работы с подростками менялись в соответствии с научно-техническим прогрессом и количеством информации, которую школьникам следует знать.

Не говоря уже о том, что через учебники школа меняется содержательно перманентно.

Часто напрасно. Все прыжки вокруг советской школы со стороны реформаторов МинОбра совершаются лишними и лично необразованными людьми. Преподавать ли астрономию или «закон Божий»? Да ерунда всё это.

Школа изжила себя в первую голову по форме.

Она, к сожалению, слабо изменилась за все эти годы, на что есть свои причины. Частично это связано со встраиваемостью школьного распорядка в рабочий.

Массовое образование и готовит массового «рабочего».

Элитное же образование живет по другим законам.





Хотя даже в общеобразовательных государственных учреждениях на Западе и Дальнем Востоке упор делается совершенно на иное, чем еще 20-30 лет назад.

Например, в США, где к социализации относятся серьезно, родители предпочитают отдавать детей в школы с упором на:
- «раскрытие творческого потенциала» (в момент окончания 10-летки работать за тебя будут машины, а от жизни нужно получать какое-никакое удовольствие),
- «дискуссионный характер обучения» (тренируйся говорить со старшими, преследовать свои собственные цели и добиваться успеха в споре с равными тебе),
- «самоуправление» (привыкай брать на себя ответственность за свое будущее и рулить сверстниками в «игровой форме»)

Есть даже несколько десятков экспериментальных школ (кстати, доступных среднему классу), где дети сами решают, что им учить, зачем и почему.

Радикально, скажете вы.

Да, согласен, но отнюдь не глупо. К концу периода обучения ребята приобретают такой жизненный опыт, которые их одногодки смогут нагнать к 25-30 годам, когда образование уже получено и выбор сделан часто не в нужную самому человеку сторону.

Информацию-то теперь получить можно любую и в любой момент, а как нагнать потерянные годы.

Никак.





Откуда все проблемы и разговоры вокруг детей в РФ?

Очень просто: безответственность таких же вчерашних разгильдяев.

Вот мучаются отечественные светила, как реформировать школу таким образом, чтобы ничего принципиально не менять, а средства освоить.

Всё на самом деле просто – дайте ученикам самим выбирать, что делать в школе. Хотя бы в части общественных работ. Они могут на первых порах ошибаться (редко, но бывает), их нужно терпеливо поправлять и страховать от тотального проигрыша.

Как показывает многодесятилетний опыт работы в этом направлении зарубежных коллег, через один полный цикл обучения вы получите качественно другую ситуацию.

С подросшим поколением людей можно будет полноценно общаться, а не тащить за ноги в «воронок» или скопом банить на форумах.

Следующий шаг понятен и ... некомфортен – из этих 14-15-летних "балбесов" через 5-6 лет формируются клубы по интересам в университетах. Они начинают тянуть руку и задавать вопросы в стиле:

«Позвольте, а что вы, собственно, имели в виду?»

Только не «марьиваннам», а оставшимся в живых к тому моменту хоть «дмитриям анатольевичам», а хоть и «алексеям николаевичам».

Ой.


https://telegram.me/mikaprok

Tags: humour, politics, trivia, навальный, политика, россия, школа
Subscribe
promo mikaprok july 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 182 comments