mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Прощай молодость!


Капну ложку дегтя в бочку меда, из которой все так усердно черпают снобизм.

От самого сложного зрелища 2016 года на минуту хотел бы перейти к самому визуально богатому и, вероятно, самому переоцененному – «The Young Pope».

Я действительно очень люблю Соррентино. «Великая красота» олицетворяет самое трогательное, за что любят кино -- ощущение тихого счастья.

Ты не становишься героем, не лезешь в гущу событий и не преодолеваешь себя. Тебе, как зрителю, это не нужно.

Его фильмы можно смотреть, просто оставаясь наблюдателем. Не включаясь.

Крутятся ли события вокруг безвременья одного действующего лица, как в «Il Divo» или речь идет о магнетизме почти невербальных отношений в «Последствиях любви». Не важно. Сидишь и получаешь удовольствие от выверенных планов.

Каждый кадр – произведение искусства, цвета – из Новой Пинакотеки.

С помощью таких стройматериалов он умудряется передать то, на что современные режиссеры уже перестали обращать внимание: хруст снега, порывистый ветер, летние сумерки, ночной город и самое сложное – запах. У его фильмов есть запах.

Обоняние, как известно, не взаимодействует с сознанием, а передает сигнал непосредственно в лимбический центр мозга. Именно поэтому запахи так запоминаются – они лежат за воспоминаниями.

Картины Соррентино апеллируют к подсознанию, а не разуму.

Он почти всегда работает с одним и тем же актерским составом, операторами и монтажерами. Живое олицетворение того постоянства, которое демонстрируют люди на экране.

Пока всё это лежит в плоскости музейного кино, красивого и символичного, можно даже удивлять.



Но в этом году он решился деконструировать картину его коллеги и наставника Нанни Моретти и кое-что пошло не так.

В отличие от старшего товарища, Паоло Соррентино не сидит в Каннском жюри, а пытается имитировать там соревновательных дух.

Когда начинаешь сравнивать «Habemus Papam» и «The Young Pope» понимаешь почему роли расставлены именно так. Разница ощутимая.

Моретти приглашает немолодому Папе психоаналитика в собственном лице (и буквально, и фигурально), Соррентино использует молодого Папу в качестве психоаналитика для Ватикана.

Уже слишком смело, чтобы быть правдой.

У Моретти куда меньше игры в искусство, но куда больше здравого смысла.

Вся проблема именно в несовместимости сильных сторон «The Young Pope» с форматом сериального зрелища.


Запах может наполнить атмосферу закрытого помещения, но у сериалов нет стен, защищающих «великую красоту» от выветривания.

2,5 часа смотреть на закругленный мир даже приятно. Чувствуешь освобождение от незримых оков повседневности. Смотреть на декорации 10 часов -- перебор, они становятся повседневностью и теряют магнетизм в бесконечном ряду однообразных эпизодов. Нельзя поделить симфонию на N частей и получить такое же удовольствие. От массированной поэзии поехал темп, а с ним и всё остальное.

Второй и значимый нюанс.

Сериал, а в случае «The Young Pope» 10-ти серийный фильм, задумывался в качестве апогея хипстерского духа. Бэнкси, Duft Pank, маркетинговые планы покорения миллиардной аудитории верующих. «White is the new Black».

Успех был практически запрограммирован.

Всё тут есть: грусть, Рим, сногсшибательные виды, милые шалости, Джуд Лоу и... нет людей. Героев.

Как это нет, возмутятся аккуратисты с первых рядов? Там же тонко чувствующий американский кардинал, проницательный и опытный дворцовый интриган, сестра во Христе и все-все-все. Так да не так.

Для этого режиссера актеры не проводники определенной ситуации, а декорации наряду с красками дня, городами, морем.

Если вы посмотрите внимательно, это его обычный ряд декораций, оттеняющий одну и ту же подложку античных развалин.

Он снимает один и тот же фильм про ремарковское одиночество из раза в раз выбирая, то политика, то писателя, то теневого финансиста, то рок-звезду. Теперь вот подвернулся понтифик.

Нет героев → нет конфликта → нет драмы. Сознание ее настойчиво требует, но её нет. В мире грез не может быть разочарований, есть только легкая и томительная грусть. Ну или в меру ироничная комедия.



Он не зря всё время берется снимать картины про возрастной контраст. Здесь действительно проходит его креативное напряжение и понятно почему: он 46-летний пожилой мужчина, не пытающийся или, что более простительно, не способный понять, как работают современные медиа.

Не случайно Sky в Италии стартовал «The Young Pope» с такой высокой аудитории почти в полмиллиона человек, которая потом плавно снизилась до плановых 200 тысяч.

От любви с первого взгляда – излечил второй взгляд.

На фоне продолжения «Гомморы», собирающего по миллиону с лишним зрителей у платного кабельного канала каждую серию. У последнего зрелища закрученный сюжет и хваленный нарратив, толкающий его вперед из года в год.

А у «Молодого Папы» есть приторные диалоги, медовые декорации и слащавый главный герой.

Как известно всякому опытному обжоре, от большого количества сахара может стать совсем плохо.

Вплоть до слепоты.

https://telegram.me/mikaprok

Tags: cinema, critique, the young pope, критика, молодой папа
Subscribe
promo mikaprok july 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments