mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Wild, wild West



Прочитал все, что написали о «Westworld» в окрестностях на известных мне языках и на том самом «Мире Запада». Что сказать, пока художественная критика у отечественных блогеров не отросла на такую длину, чтобы замахнуться на Вильяма «нашего» Шекспира.

Все комментаторы поупражнялись в остроумных выводах на основании teaser’а и предсказуемо оттоптались на пятачке собственных фантазий о том, как бы они организовали «рабкрин».

Тяжелая умственная кавалерия ожидаемо проскакала мимо цели.

Хотелось бы напомнить одно обстоятельство: как именно должен выглядеть «Мир Запада» последние несколько десятков лет рассказывают нам, а не мы, поэтому прислушаемся к источнику.

Лучший способ сделать себе интеллектуальное харакири – включиться в это коллективное безумие. Катану я заготовил, так что с Богом.

Начнем издалека.

Традиционная фантастика приучила нас к непростому выбору: либо есть качественный нарратив-обертка, либо вкусное содержание-конфетка.

Попытки объединить литературно две эти ипостаси почти всегда заканчивались победой «содержания». Hardcore выжигает любые попытки наносной, т.е. в конечном счете искусственной, художественности.

На этом погорело такое количество авторов, что перечисление всего списка было бы физически невозможным.

Бурный рост окружающего мира и с точки зрения социологии и с точки зрения техники взывает писать о мире будущего.

Не так давно я интересовался тем, а как именно выглядит современная фантастика. В том числе пару раз вбросив тему в этом журнале.
Оказывается актуальной и читаемой жанровой литературы не существует, есть несколько эрзац-заменителей и авторов-пародистов. Наличествуют пытки пера, но цельного «мира кольца» никто так толком и не воспроизвел за последние 10 лет. Хотя натуры столько, что каждый мог бы на минутку побыть Айвазовским на островах в Тихом океане. Куда же все делось back to 80-s?




Один из вариантов ответа, лежащий на поверхности: способ подачи информации свернул с привычной трассы в сторону синтетических медиа и оставил литературные «монбланы» далеко позади. В современной голове нет интерфейса для просовывания туда разом 400-страничной облачной конструкции. Если ее разбивать на чайные ложки (что кажется вариантом) она теряет фактуру и вкусовые качества превращают любого «уэллса» в рыбий жир.



Современные сериалы, именно как технология, сделали возможным объединить несколько потоков информации и найти болевую точку в декоративном мире наших грез.
Всякая технология не является устойчивой платформой. Поэтому сериальная лихорадка скоро сойдет на нет. Однако пока через эти случайно собранные цветные чешуйки в калейдоскопе удается разглядеть кое-что интересное.


Как раз одним из претендентов на лучший глазомер можно считать «Westworld».


Еще пару лет назад было ясно, что нас всех ждет бомба. Как только Нолан раскопал с подачи (якобы) своей супруги старый недошедевр Крайтона.
Получился почти идеальный ремикс: фильм 1973 года наделен очень большим потенциалом, практически не тронутый ни режиссером ни сценаристом. 45 лет назад было понятно, куда именно все идет, но вот ЗАЧЕМ стало понятно лет 25 назад. Тогда сериалы были маргинальным жанром и теперешний главреж еще посещал среднюю школу. В которой к тому же плохо успевал.

Нейтронную бомбу положили на сохранение посреди Манхеттена и забыли, а тут такой случай подвернулся!

«Lost» упростил восприятие подобных вещей и проторил дорогу рыбе с хвостом, которой ну очень хочется пролезть в питательные мангровые леса: кино становится игрой постепенно, вручая зрителю очки, интерактивные кресла и, в итоге, ответственность за изображение на экране через всеобщее голосование рублем.

При этом из-за скачков технических возможностей нарратива страдает содержательность. Отсутствие содержания в итоге потянуло на дно подававший столько надежд «Lost».
«Westworld» следует канонам старшего брата, пытаясь уйти от родового проклятия фантастики и остаться при всем содержательном богатстве интересным зрелищем.
Небезынтересно было бы остановится на паре критических тезисов о «Западном Мире», как в наших пенатах, так и за рубежом.





Обсуждающие любят попенять автору на нереалистичность представленного будущего и соответствия мейнстримному видению его наступления. В вдогонку – не непонимание автором и режиссером канонов игровой механики.

Я же уверен, что восстание машин, этика андроидов и тому подобный салонный small-talk программистов не в полной мере соответствует тому замыслу, к которому шел создатель сериала.

Произведение это с невероятно большим замахом и скользящим развертыванием. Понятно почему. Во-первых, очень много уровней, на которых хочется что-то сказать и младший Нолан сам себя бьет по рукам, боясь повторить судьбу старшего брата и его ушедшего за орбиту «Интерстеллара».

Попытка делать такие многоуровневые работы пока никем не предпринималась.

Сценарий, насколько я могу судить, предусматривает взгляд как минимум с пяти различных точек. Это не считая коротких отступлений и типичного британского юмора. Их количество может в дальнейшем увеличиться.

Например, в одной из последних серий при взгляде в зеркало протагонист «злого» парня в черном, Эд Харрис, видит стоящую фигуру Юла Бриннера, основного действующего лица фильма 1973 года.

Нолан в одном из интервью подчеркнул свою любовь к экзотическим играм, не считая всем хорошо известных шедевров.

Пасхалок с отсылками на BioShock и Fallout 4 от «несовременных создателей» там гора. Первый просто встроен в конструкцию.

В центре паутины сидит Эндрю Райан-Урфин Джюс, противостоящий своему альтер эго и одновременно на конвейере штампующий «терракотовую армию». Поскольку мир западный фамилия у владельца плантации Форд. Первый американский новатор.






Альтер эго нашептывает ключевую сюжетную линию. Нужно гадать.

В протестанскую голову приходит такой ход мысли: дьявол хотел сделать людей человечнее и наделить пороками, а для верховного божества все окружающие машинки, движущиеся в цикле по своим лабиринтам.

Фигура Хопкинса должна цементировать неожиданно нагрянувшую экзистенцию. С выходом на сцену дьявола он либо превратиться в него, либо умрет.
Судя по гастрольному графику звезды на 2017-2018 гг. второе вероятнее :-)

Альтер эго может придумать разное, но, и в этом сила создателей сериала, тут накатывает та самая «черная волна напряжения», недоступная отечественному потребителю со времен зрелых Стругацких.

Важно отметить, что с точки зрения продолжения банкета сценарий хардкорной MMORPG как раз предусмотрен «Фордом».

 «Westworld» не отражение игры самой по себе, а параллельное выстраивание вселенной: владельца, менеджмента, сотрудников, внутренних игроков и технических декораций (спящих игроков) во взаимодействии между ними.

Если говорить о самоназваниях, то это и есть «Мир Запада» в своем отраженном развитии.

Разделение между уровнями реальности персонажей прежде всего информационное, что всячески подчеркивается. Люди отличаются от «нелюдей» не рациональной рефлексией (это один из параметров на панели управления), а иррациональностью, записанной на мягкий (самизменяющийся) носитель. Ее тоже можно приобрести, но божественное прикосновение в самом мире рассматривается в качестве ошибки или шутки создателя.






Тут уже заимствования потихоньку окрашиваются в кубриковские тона. Оммаж западного киноконтента поистине будоражит воображение. Над сериями явно работал андроид из этого же парка с Encyclopedia Britannica за пазухой.

Если спустится на один понятийный уровень ниже, то окажется, что менеджмент вселенной (т.е. боги второго плана на Олимпе) играют в свою игру, посетители парка в третью, а куклы с револьверами в четвертую. При этом на фоне их tabula rasa хорошо заметны все аберрации традиционного топ-менеджмента.
Гости по-разному играют в метасценарии и коллекционируют «ачивки».

Одни в них верят на человеческом уровне, другие -- участвуют в theme park для максимального удовольствия, третьи – пытаются писать собственные сценарии для других игроков. Такое воплощенное отражение классификации Бартла. Обстоятельство, говорящее о глубоком понимание в первую голову ПРИРОДЫ игры.

Кстати, суметь правдоподобно и ловко запихнуть в одну кастрюлю и корпоративную иронию (модная тема), и machine ethics, первый подход к которой у ходульных «Humans» не удался, и социопатию с воздушным поцелуем от «American Psycho», и все это разыграть в антураже Red Dead Redemption, c учетом поступления очередной части которой в продажу есть смысл говорить о прямом cross-sale этой франшизы. Добавить сюда неполиткорректности ровно столько, сколько позволяют обстоятельства и «adult content» так, чтобы не взбунтовалось руководство канала... Рука бойца колоть устала. Ухх.


Продолжение воспоследует...
Tags: cinema, critique, usa, westworld, сериалы
Subscribe
promo mikaprok july 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments