mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Маска Маска. Тайна красной планеты



Трепещите скептики – Илон Маск летит на Марс.

Ничего человека не берет. Уж казалось бы от медных труб за рекордные сроки дошли до огня: во время испытаний на стартовой площадке 1 сентября взорвалась та самая ракета раздора Falcon компании SpaceX.

Обошлось без жертв. Ну или говорят, что обошлось.

Однако разбили телекоммуникационный спутник «Амос-6», сожгли стартовую площадку и поставили под вопрос все планы компании на ближайший год.

Все настолько уверились в надежности ракет серии Falcon, что следили не столько за самими стартами, сколько за посадкой первых ступеней на морскую платформу.

С 2012 года эксплуатируется разработанный SpaceX многоразовый беспилотный корабль Dragon, доставляющий грузы на Международную космическую станцию (МКС). В сентябре 2014 года компания анонсировала пилотируемую версию аппарата — Dragon V2, способную доставить на низкую орбиту до семи человек экипажа.



В октябре этого года SpaceX планировала впервые провести повторный запуск уже использованной один раз ступени Falcon 9, а уже в ноябре был запланирован первый старт ракеты-носителя сверхтяжелого класса Falcon Heavy. Также компания активно работает над программой пилотируемых полетов на Марс.

Несмотря на то что после аварии на стартовом комплексе Маску пришлось серьезно пересмотреть планы ближайших стартов, он остается полон оптимизма. Ничего другого не остается. В своем твиттере он устраивает обычно настоящую выставку хвастовства: MCT (Mars Colonial Transporter) может лететь гораздо дальше Марса, так что нам нужно новое название. Хорошо подойдет ITS (Interplanetary Transport System).

Это предполагает, что для корабля могут найтись новые цели за марсианской орбитой. Предприимчивый бизнесмен собрался изучать спутники газовых гигантов — Юпитера и Сатурна. Например, у Юпитера есть спутник Европа с подледным океаном. А у Сатурна сразу два спутника  — Титан и Энцелад.

Информация о MCT стала появляться с 2013 года, а в феврале 2014-го Маск объявил, что Mars Colonial Transporter будет способен доставить на Марс до 100 т полезного груза. О деталях проекта пока известно до обидного мало. А прошло уже 2  года без новостей.

В планах SpaceX на 2018 год запуск совместной с НАСА беспилотной миссии Red Dragon с последующей посадкой на поверхность Марса. Red Dragon — это модифицированная версия корабля Dragon V2. Старт планируют осуществить с помощью ракеты-носителя Falcon Heavy.






Также в последние годы компания SpaceX активно разрабатывала проект пилотируемых полетов на Марс: докручивается транспортная система для доставки на планету пилотируемого аппарата.

Есть, правда, одна существенная проблема: имеющиеся в наличии системы не обеспечивают необходимый уровень защиты для живых организмов в условиях межпланетных перелетов.

Все прогрессивное человечество смотрит с восторгом в даль и видит картинку из «Интерстеллара».
Почему-то сразу вспоминается вот это.

Колонизация Марса, якобы, является детской мечтой инноватора, о чем он неоднократно говорил в интервью. По его мнению, расселение по Солнечной системе способствовало бы выживанию человечества как вида.
Не грех было бы вспомнить с чего все началось.

Еще до запуска компании и анонса своей глобальной цели Илон Маск начал активно действовать.

В 2001 году наш герой вдруг прибыл в Москву по его утверждению: поделиться опытом с коллегами.  Считается, что он ездил по основным аэрокосмическим центрам и подыскивал приемлемый по цене ракетоноситель. В контексте дальнейшего рассказа становится понятно – ему это не было слишком интересно. Скорее он хотел убедиться в отсутствии предпосылок для конкуренции.

Уже на следующий год на свет появляется Space Exploration Technologies Corporation или SpaceX. Первыми сотрудниками становится сам Маск, Гвин Шотуэлл и Томас Мюллер. Все кроме Маска имели на тот момент богатый опыт в аэрокосмической сфере, но достаточно скромные личные достижения.

Уже в 2006 году, у SpaceX появляется реактивный двигатель Merlin для ракет семейства Falcon. Двигатель хороший, он обеспечивает отличную энергетику. А в 2007 предприниматель обходит большую очередь страждущих и получает разрешение на мыс Канаверал и базу Ванденберг. Т.е. доступ к тестовой инфраструктуре и полигону.

Сроки потрясают!

В мгновение ока у Маска появились: двигатель, носитель, система управления, которая полностью интегрирована и сопряжена с системами управления космодромов. Сказочное везение, да.
Главный инженер использовал стенды для ракетных двигателей корпорации Beal Aerospace, запущенные еще в конце 70-х в рамках National Launch Initiative (NLI). Она благополучно завершилась к 2000-му году и ее активы были переданы SpaceX.
На самом деле нынешний гендиректор SpaceX Гвин Шотуэлл перед тем, как принять приглашение Маска 4 года проработала в компании, чьей основной миссией было удешевления космических полетов. Называется она Microcosm Inc. и существует с 1984 года.
Несмотря на «теоретический» характер работы Microcosm сумела осуществить 6 запусков, с которыми аудиторию не знакомили.  Не хватало материальной базы для широкомасштабных испытаний.






Том Мюллер был разработчиком самого большого водородного двигателя в рамках программы NLI. Финансировались разработки NASA и МинОбром США, а корпоративным держателем и работодателем инженера была знаменитая TRW. Сразу за своим переходом он уводит из кузницы кадров 15 человек ведущих специалистов. Каким-то образом в руках SpaceX, выступающей везде в качестве частной компании, оказывается пара сотен патентов на производство всего спектра космического оборудования.

В 2002 году, одновременно с уходом Мюллера, корпорацию TRW поглощается Northrop Grumman Corporation (NGC). Последняя еще до анонса покупки готовиться отказаться от основного актива TRW – аэрокосмических двигателей. Тем не менее, дабы избежать огласки, одна трехбуквенная аббревиатура подает на другую в суд, ответчиком в котором оказывается SpaceX.

Марсом бредил не только господин Маск. TRW –  разработчик всех основных американских разведывательных спутников. Именно эта корпорация численностью 120000+ человек создала Pioneer 10 — автоматическую межпланетную станцию, отправленную к границе Солнечной системы, а также американские зонды Viking для Марса.

TRW с 1953 году становится генеральным подрядчиком ВВС США по разработке баллистических ракет и монополистом на рынке тех самых двигателей, возникших по мановению волшебной палочки под названием Merlin.
Случилось это в 1975 году, когда инноватору было 4 года.

В 80-х TRW осуществила предподготову к колонизации Марса. Для этого была развернута программа изучения красной планеты. На все про все потрачено около $3 трлн.. Теперь настала очередь собирать урожай на старых разработках!
Если не брать в расчет PR SpaceX, в США существует примерно 20 компаний так или иначе связанных с идеей полета на Марс и разрабатывающих с разной степенью успешности свои ракеты и носители. Частный космос пытается быть индустрией. Получается с переменным успехом, но спутники научились запускать на раз-два.

Может показаться удивительным, но в стране, где юристы доминирующая часть населения, патентное право в частной космонавтике нарушается не только по отношению к монстрам типа TRW, но и между компаниями составом 5-7 человек каждая. За счет чего они существуют?






На эти вопросы довольно легко ответить, но это того не стоит.

Проблема же не в делегировании решения технологических задач частным компаниям под акционерный капитал, полученный от нас с вами.

Реальная проблема SpaceX в неуклюжей попытке возврата к темам 45-летней  давности.

Зачем, спрашивается, отправлять на Марс пилотируемый корабль?

Ведь ясно же, что нужно полностью освоить ландшафт автоматизированными средствами, привезти растения, зверушек, а уже много позже подумать о туристах homo sapience.
Если вообще есть актуальная необходимость.

А вот люди, которые проверяют тематический интерес к теме Марса, электрокаров или альтернативной энергетике ой как нужны современной экономике.

На Илона Маска под этим углом зрения имеет смысл взглянуть более пристально – он удачный экземпляр серийного предпринимателя. Сделан с учетом всех ГОСТов.

К ним мы в ближайшее время и вернемся.
Tags: aerospace, business, elon musk, nli, science, trw, usa, илон маск, космос, сша
Subscribe
promo mikaprok july 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments