mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Старый свет



Общеизвестно, что американские режиссеры (и сценаристы) достаточно слабо адаптируют европейский материал. Причин тому несколько, в частности:
- ориентация всего художественно-значимого на внутренний рынок с предсказуемыми вкусами,
- переход от кино к телевидению последние 15 лет, ведущий к невосприятию сложных концепций за отведенные 1,5 экранного времени

Это, так сказать, технические аспекты, а есть еще идеологические:

- прагматизм и стремление к целостности концепции в стиле ультра-Станиславского. Все лишнее и двойственное должно отсекаться еще на полпути к подсознанию зрителя. Тут можно вспомнить очень показательную работу "Сценарий на миллион" Макки, в которой автор прямо требует умещать все мысли в строго определенное экранное время. Какой бы потенциальной глубины они ни были. Отсюда же следует незатейливый вывод: на любое художественное произведение надо отвести ровно одно высказывание. Легко видеть, что большинство продюсеров и издателей канонизировали это правило во всем спектре творческого потока от литературы до игр. Таким образом двойственность, по крайней мере с подачи режиссера сведена к минимуму,
- тотальный бихевиоризм. Любые сферы духовной жизни существуют, как декорация, имитация или (самое частое) камуфляж жизни материальной. Каждый человек на Земле четко определен и предсказуем -- функция, где входы полностью определяют выходы. Вопрос неопределенности это дилемма неполного определения входных параметров и, к несчастью, неполное знание механизма. Однако прогресс не стоит на месте, как сказал Ванневар Буш "endless frontier". Из этого правила есть одно известное исключение -- Святое писание. Оно обязано приниматься некритично и неутилитарно.



Теперь возьмем конкретный пример, ради которого все писалось -- "Гранд Отель Будапешт" (ГОБ) Уэса Андерсона. Это попытка "умного" американского режиссера поиграть на территории чужого и гораздо более умного материала, который к тому же в значительной степени сформировал саму узкую область мировоззрения режиссера. Если не углубляться в детали, то ГОБ претендует на такую же многослойность, что "Королевство полной луны". Отличие лишь в том, что студенту-философу Андерсону удался материал по библейским мотивам своей родной стихии, а вот европейский многосторонний Австро-венгерский опыт остался для него чистым листом. Он снял оба фильма похожими по стилистике и декору, но если в случае Королевства он метафизический стишок знал наизусть и смог его рассказать задом-наперед, то во втором случае -- он прочитал красиво звучащую абракадабру. Основной посыл ГОБ -- европейская культура пуста и пожрала сама себя растрачиванием на альфонсов-метродотелей и приезжих беженцев, чуждых декоративному духу европейской прислуги. В основе, как всегда, деньги и власть, чуть сдобренные бессмысленными околокультурными экивоками (чтение старухам сентиментальных стихов).

Сам же Андерсон, рассказывая о чуждом предмете, поведал об американском образе мыслей больше, чем тонна макулатурных томов перепечаток Дью и Уолдена II вместе взятых. Надеюсь, что он как человек понял всю степень иронии, которая судьба сыграла с его психологическим взглядом на предмет. Это абсолютный фрейдизм, понимание которого появилось у Кубрика в "Широко закрытых глазах" под самый финал жизни. Он снял фильм, очерчивающий его собственные ограничения.

Дай Бог всем быть такими сведующими.

Tags: austria, budapest, cinema, critique, philosophy, wes anderson
Subscribe
promo mikaprok july 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments