mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Tag me


Есть такой модный сетевой тренд, называемый "мудрость толпы": большое количество людей выбирает и оценивает определенное явление (от новой модели кроссовок до вирусных видео). Тема получила массовое распространение после выхода одноименной книги Шуровьески, а также нашумевшего бестселлера Криса Андерсена "Длинный хвост" про практически тоже самое, но со стороны продуктов оценки. Обе книги вышли в 2004 году и именно отсюда растут ноги у нового сетевого маркетинга, эффекта "черного лебедя" и тому подобных набивших оскомину фраз.

Тем не менее границы дивного нового мира (фактически момента тотальной интернетизации) были описаны весьма точно. Именно после этого возникли огромные социальные сети, появилась контекстная реклама и стало возможным пользоваться такими инструментами как "digg". Мыслительный процесс привел к краудсорсингу и возникновению понятия "открытой инновации" фон Хиппеля.

 

Как следствие описанных явлений стало возможным направлять большие массы людей для выставления рейтингов и создания он-лайн голосований. Именно пользовательским экспертным системам посвящена нашумевшая книга 2006 года Александра Долгина "Экономика символического обмена". Содержательно я представлял о чем идет речь, но прочитать сей опус мне удалось только на прошлой неделе.
Об'емный труд (более 600 страниц с дополнениями и примечаниями) фактически распадается на непересекающиеся 4 главы + аппендикс. Книга производит впечатление компиляции статей автора и такое суждение находит подтверждение буквально в первом же параграфе, в котором Александр намечает цель своих штудий. Он широкими мазками с очень большим количеством отступлений рассматривает рынок культуры и роскоши, современное потребительское поведение на примере музыкальной индустрии, явление плохого отбора, силу бренда, поблемы копирайта и, наконец, рейтинговые системы. Последний пункт есть отправная точка и одновременно красная нить всей книги.

 

Об экспертно-оценочных системах говориться много, очень подробно и весьма тавтологично. Последнее, надо признать, основная характеристика книг данного автора. Происходит это и от компилятивного характера произведений, и от общей неуверенности автора в сврей позиции (по большей части очевидной), и от очевидной погрешности структуры книг -- непонятно какие выводы должен сделать читатель из представленной амальгаммы фактов. Об этом Долгин тоже говорит, но, к сожалению, уже в самом конце книги.

 

В принципе не совсем ясен формат книги -- этакая рыхлая смесь дипломной работы студента экономического отделения, публицистики, научно-популярной статьи и технократической философии. Да, отечественный нон-фикшн еще далек от совершенство по форме, но что же можно сказать содержательно?

 

Представлена идея рейтинговать произведения искусства (бренды, итд) с помощью специальных экспертных систем, также предлагается, если я правильно уловил мысль, в зависимости от индивидуального рейтинга устанавливать стоимость на данное прозведение. Основной тезис, почему пользователи должны активно поддерживать рейтинги -- сокращение дорогого времени поиска подходящих артифактов. Тезис не бесспорный и очевидно масса систем уже работает по данному принципу. Есть куда расти и нюансы использоваеия данного инструмента, однако принципиально индустрию рейтингами не побороть, так как во главе пирамиды все равно общественное мнение, формируемое 0,1% населения Земли.

 

Однако, в отличии от всяких безответственных компиляторов Александр Долгин решил делом доказать свою правоту и запустил сервис Имхонет. Данный портал, как я понимаю, призван был оправдать идеи автора и развить экспертный рейтинг рядовых пользователей. Что же дело хорошее -- я решил воспользоваться данным сервисом.

 

На выставление мне высокого рейтинга ушло без малого 3 часа -- это то скромное время, которое Александр предлагает мне с'экономить. В принципе, можно было бы начать с оценки 20 фильмов, но в таком случае подбор потенциальных фильмов в моем вкусе был бы совершенно случайным. Испробовано на себе. Что же, я оценил порядка 150 картин, ответил на весьма и весьма большой опросник и прорейтинговал еще какое-то количество уже рекомендованных мне фильмов.

 

По итогам эксперимента могу сказать, что гадательная способность Имхонет работает несколько хуже кинокритики в купе с imdb информацией.  Мне, к примеру, рекомендовали к просмотру анимэ(!), гонг-конгские фильмы ужасов и фильм "Раба любви", хотя я ни сном, ни духом о подобных вещах не заявлял. Большая часть того, что предлагалась -- арт-хаус и советская мультипликация -- совершенно меня не заинтересовала. Конечно, все может быть и пользователи не те и их недостаточно и тд, но система зная обо мне довольно много сработала посредственно.

Tags: books, cinema, critique, dolgin, economics, music
Subscribe
promo mikaprok july 7, 00:17 88
Buy for 20 tokens
Редкий для меня служебно-личный пост. За последние полгода накопилось просто какое-то невероятное количество тем, о которых стоит поговорить, но за повседневной текучкой не доходят руки. Причем большей частью тем вполне жежешных форматов, которые не нужно упрощать-адаптировать и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments